Хотя в Европе ещё тёплая осень, газпромовские поставки газа в западном направлении бьют все рекорды. 21 октября был зафиксирован новый исторический максимум - за сутки Газпром поставил европейским потребителям ровно 590 млн. куб. м газа. Как отметил глава Газпрома Алексей Миллер, зима ещё не началась, но спрос на российский газ в дальнем европейском зарубежье достиг показателей, которые характерны только для сильных морозов.
Доля импортного газа в потреблении Европы уже приблизилась к 50%, и в Газпроме считают, что потребность европейских потребителей в российском газе будет увеличиваться. В прошлом году объём поставок достиг 158,56 млрд. куб. м газа, а на 2016 год ожидается показатель на уровне 166-170 млрд. куб. м. В первом полугодии 2016-го поставки основным европейским потребителям увеличились почти на 40%: в Германию рост поставок составил 26,7% (до 12,05 млрд. куб. м), в Италию — рост на 28% (до 6,364 млрд. куб. м), во Францию — рост на 63% (до 2,4 млрд. куб. м).
Уже к 2025 году спрос в Европе на импортный газ увеличится на 100 млрд. куб. м, а к 2035 году увеличение может составить 150 млрд. куб. м.
Эксперты отмечают, что заявления политиков из Евросюза о «снижении газовой зависимости от России» ничего общего с реальностью не имеют. Спрос на российский газ в Европе продолжает расти, и пресловутая «зависимость» сохраняется (хотя, если не зашоривать взгляд, сотрудничество Европы и России по газу всегда характеризовалось взаимозависимостью, а это лучшая основа для тесного партнёрства). Сейчас доля Газпрома на европейском рынке газа максимальная за всю его историю: 31%.
Потребление топлива со временем только увеличивается, и факты доказывают слова президента России В. Путина, сказанные им на энергетическом форуме в Стамбуле: эра углеводородов и традиционных источников топлива в ближайшее время не закончится.
Приближение холодов на европейской части континента и прогнозы, говорящие о том, что надвигается заима небывалой суровости, повлекли за собой череду неожиданных событий в энергетической сфере. Так, неожиданным стало известие о том, что Евросоюз пошёл на уступки Газпрому, расширив последнему доступ к газопроводу OPAL. OPAL - это наземная газораспределительная система газопровода «Северный поток». По нему можно транспортировать газ от Балтийского моря до границы с Чехией, что позволяет соединить «Северный поток» с потребителями газа в Центральной и Восточной Европе, минуя Украину.
Оператор газопровода OPAL — Opal Gastransport GmbH & Co. KG, где у Газпрома 49,98%, у Wintershall — 50,02%. С момента завершения строительства газопровода в 2011 году из-за третьего энергопакета ЕС Газпром имел право не более чем на 50% мощности OPAL. Все эти годы Газпром добивался получения полного доступа к трубе, но Еврокомиссия (ЕК) отказывала, ссылаясь на нормы третьего энергопакета. И вот 28 октября ЕК подтвердила изъятие газопровода OPAL из этих норм. Такое решение позволит Газпрому использовать 50% мощности газопровода на эксклюзивной основе и самостоятельно выкупать у оператора квоты ещё на 40%. Изъятие газопровода OPAL из норм третьего энергопакета ЕС открывает для реализации проекта «Северный поток-2» новые возможности.
Почти одновременно поступили сообщения об урегулировании антимонопольного расследования в отношении Газпрома, грозившего компании многомиллиардными штрафами. Ситуация напоминает пакетную сделку, в которой Газпрому удалось сохранять, по сути, монопольное положение на рынке Евросоюза в обмен на отказ от некоторых своих базовых принципов. Например, Газпром, скорее всего, снимет ограничения на трансграничную перепродажу своего газа внутри ЕС, то есть закроет глаза на «виртуальный реверс» российского газа.
Сделка – сделкой, однако разворот лицом к России, который произвели в Европе, действительно выглядит беспрецедентным. И объясняется он, похоже, в первую очередь суровым прогнозом погоды на предстоящую зиму. Европейские эксперты ожидают аномальных холодов; в этих условиях Брюссель готов сделать всё, чтобы в зимний период энергоснабжение стран ЕС не было нарушено из-за действий третьей стороны - транзитной Украины.
То есть Украина снова в центре внимания; о её роли и месте в международном газовом транзите ежегодно вспоминают с первым снегом. Не случайно, выступая 27 октября на заседании Валдайского клуба, президент В. Путин выразил беспокойство положением дел с закачкой Украиной газа в подземные хранилища газа (ПХГ). «У нас вызывает обеспокоенность то, что происходит сейчас в этой энергетической, очень важной составляющей, на Украине... Для того, чтобы обеспечить бесперебойные поставки в Европу, нужно закачать необходимые объемы газа в ПХГ. Не для внутреннего потребления, а для обеспечения транзита», - сказал Путин. По его словам, нынешний объём закачанного в хранилища газа недостаточен. При этом Путин оговорил, что Россия готова будет предоставить Киеву по предоплате любые объёмы газа, если у него возникнут с этим проблемы.
Опасения оправданны. Запасы газа в ПХГ Украины в момент начала отопительного сезона составляют 14,7 млрд. куб. м газа (49% от общего объема ПХГ), при этом Киев сообщил о приостановке закачки газа. Мало того, Украина уже начала отбор, так как осенние холода пришли на месяц раньше. В 2015 году Украина вошла в отопительный сезон с запасами в размере 17,5 млрд. куб. м, это минимальный уровень за многие годы. Безопасным для страны считается объём 20-22 млрд. куб. м, учитывая, что потребление в случае холодной зимы значительно растёт.
Ещё одно тревожное обстоятельство: резкое падение объёмов транзита российского газа через Украину. В 2011 г. европейские потребители получили через украинскую ГТС 104,2 млрд. куб. м, а в 2012 - 84,2. Увеличившись в 2013 г. до 86,1 млрд., уже в «революционном» 2014 году транзит рухнул до 59,4 млрд. куб. м. При этом снижение транзита ниже 60 млрд. куб. м делает ГТС убыточной. Не исключена ситуация, при которой Украина вместо 2 млрд. долларов прибыли за транзит российского газа будет вынуждена сама оплачивать транзит газа в Европу. Соответственно, возникает большой вопрос: а будет ли она вообще осуществлять этот транзит?
Опасения подкрепляются состоянием украинской газотранспортной системы. По экспертным оценкам, к 2020 году газопровод, идущий через территорию Украины, придёт в негодность; уже сегодня в него надо вкладывать около 10 млрд. долл.
И в Брюсселе, в общем-то, всегда понимали, что единственный надёжный источник топлива - Россия. Безнаказанно политиканствовать позволительно лишь тогда, когда нет угрозы экстремальных холодов. Сейчас верх берёт прагматичная логика управленца: Украиной как участником газового рынка можно пожертвовать (она и сама для этого всё делает), а вот новые маршруты поставки топлива не помешают. Что, кстати, совпадает со стремлением создать общеевропейскую сеть интерконнекторов, поскольку OPAL соединяет трубопровод «Северный поток» с JAGAL («Ямал — Европа»), с одной стороны, и STEGAL (Центрально-европейская транзитная система) - с другой. На немецко-чешской границе трубопровод предполагается связать с трубопроводом Gazelle для подключения газопроводной системы Чехии. Этой системе внутриевропейского газораспределения нужен мощный внешний источник топлива, коим и призван стать комплекс «Северный поток-1» и «Северный поток-2».
l
Источник: biznesalert.pl
В настоящее время через первые две ветки «Северного потока» в Европу идёт 55 млрд. куб. м. газа. Ввод в строй в конце 2019 года «Северного потока-2» позволит нарастить этот объём ещё на 55 млрд. куб. м. - до 110 млрд. куб. м. Таким образом, получение доступа к газопроводу OPAL позволит исключить Украину как транзитную зону и при этом сохранить получение российского газа странами Центральной Европы.
Карта: OPAL Gastransport GmbH & Co. KG