Три дня назад координатор группы «Информационное сопротивление» народный депутат Дмитрий Тымчук, прозванный в народе «Говорящая каска», закатил свой фирменный информационный припадок по поводу якобы замеченной украинской разведкой переброски значительного количества российской боевой техники и войск в приграничные с Украиной районы Ростовской области.
Подачу Тымчука тут же принял представитель Главного управления разведки Министерства обороны Вадим Скибицкий, уверяющий, что таким образом Россия рассматривает возможность вооруженного противостояния с НАТО, в том числе на территории Украины, и «с этой целью на юго-западном и северо-западном стратегических направлениях наращивается ударный потенциал». Скибицкий заявил также, что «ВВС России отрабатывали в воздушном пространстве Беларуси нанесение ударов по объектам в Украине». Западные СМИ тут же подхватили его слова.
Украинское общество уже давно отвыкло критически мыслить и проверять сообщаемые ему данные. Поэтому внимание украинцев от роста цен, уголовного беспредела и стагнации надежно отвлекают «военные новости».
Есть и другая цель – оправдать перед Западом обстрелы мирных населённых пунктов Донбасса, пока продолжается «бег по нормандскому кругу». Три дня ВСУ яростно обстреливали посёлки Трудовские, Саханка, Коминтерново и Александровка на западе Донецка, промзону Ясиноватой, районы аэропорта и «Спартак». Под Мариуполем продолжаются перестрелки под Сартаной, круглосуточные стрелково-миномётные бои идут на Докучаевском направлении.
«Российская агрессия», которой пугают Тымчук и украинская разведка, позволяет оправдать не только выклянчивание средств на оборону, но и попытки увеличить (хотя бы на бумаге) численность ВСУ и ССО.
Сегодня Украина помимо частей ПВО, флота, береговой обороны, контингента военных баз и учебных центров, радиотехнических войск и войск связи имеет в своём распоряжении:
3 бригады и один полк армейской авиации;
3 танковые бригады (ещё 2 в процессе формирования);
15 механизированных бригад;
6 артиллерийских бригад и 3 полка;
2 десантно-штурмовые бригады,
4 аэромобильные бригады
2 горно-пехотные бригады;
3 полка сил спецопераций (ССО);
4 центра информационно-психологических операций;
На бумаге это действительно выглядит внушительно. На деле ближе к зиме стали видны громадные прорехи.
У украинской армии много нерешённых вопросов. Прежде всего, это недоукомплектованность подразделений, даже тех, что стоят на передовой. При нынешнем уровне безработицы в армию идут «заробитчане». Мотивации воевать у них нет, и они превращаются в не просыхающих забулдыг, которые пропивают имущество и боекомплекты. Поэтому сейчас в армии создаются специальные отделы по сопротивлению воровству и пьянству, а в прифронтовой зоне военная полиция начала войну с самогоноварением.
Положение с медицинским обслуживанием на передовой опустилось ниже уровня 2014 года. Организационный бардак, воровство и бесконечные проверки киевских чиновников приводят к оттоку военврачей. Перед началом зимы не решен вопрос со снабжением солдат сезонной одеждой.
Серьёзным недостатком является износ боевой техники и отсутствие запчастей к наиболее применяемым её видам, прежде всего изготовляемым в России (особенно БМП). На танки не хватает динамической защиты и 125-мм снарядов.
Масса проблем в ствольной артиллерии. Здесь на первом плане - износ стволов. Техника, которая на складах ржавела годами, часто приходит в негодность. Не хватает реактивных снарядов, отчего РСЗО применяются редко. Новые виды оружия Украина практически не выпускает – утеряны технологии, производственные линии и кадры. Миномёты «Молот», которые сегодня производятся украинскими предприятиями, взрываются при запуске мины и убивают собственные расчёты, что показали тактически учения в Николаеве.
Правда войны, даже при абсолютном молчании властей, всё равно становится достоянием общественности - через ряд СМИ, но прежде всего её несут сами воины, прибывающие на побывку или в увольнение. В этих условиях едва ли не единственным, что ещё сплачивает часть украинского общества, остаётся «российская агрессия», сообщения о которой раздувают информационные истерички вроде Тымчука или украинская разведка.
Соб. корр. ФСК