В оценке результата президентских выборов в США немецкие СМИ единодушны: «Триумф Трампа – это политическое землетрясение».
Ангела Меркель в своём поздравлении Трампу предложила новому американскому президенту «тесное сотрудничество», основанное на общих ценностях. В тексте поздравления содержится намёк: немецкий канцлер упомянула о грядущей ответственности президента США, сделав это, видимо, не без мысли о том, что во время предвыборной кампании Трамп назвал политику Меркель «полной катастрофой». Обращает на себя внимание и другой нюанс поздравительного текста: «Ни с одной страной мира за пределами Европейского союза мы не имеем более глубоких связей, нежели с Соединенными Штатами Америки».
Первый канцлер Федеративной Республики Германии Конрад Аденауэр перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что его нынешний преемник ставит отношения со странами Европы выше зависимости Германии от Соединённых Штатов.
Со своей стороны председатели Евросовета и Еврокомиссии в поздравлении Дональду Трампу пригласили его на ближайший европейский саммит. Перед этим министры иностранных дел стран-членов ЕС проведут специальную встречу, с инициативой которой выступила Германия. Сообщил об инициативе Ф.-В. Штайнмайер (СДПГ), чьи высказывания по поводу победы Трампа вовсе не окрашены радостью: в ожидании «сдвигов» в мировой политике министр иностранных дел ФРГ призывает подготовиться к тому, что внешняя политика США станет менее предсказуемой. Теперь «ничто не будет проще, а многое сложнее», цитирует Штайнмайера информационная служба Dow Jones.
Ещё более резко обозначил свою позицию лидер СДПГ Зигмар Габриэль, ранее называвший Трампа «предвестником нового авторитарного и шовинистического Интернационала». Интересно: увеличит ли такая позиция шансы Зигмара Габриэля стать преемником Ангелы Меркель на посту канцлера, о чём он давно подумывает?
Из числа политиков германского кабинета с первым комментарием по поводу итогов выборов в США выступила министр обороны Урсула фон дер Ляйен (ХДС), что само по себе симптоматично. Вслед за министром обороны по тому же поводу высказался её однопартиец Норберт Рёттген, возглавляющий внешнеполитическую комиссию бундестага. Ещё до объявления итогов выборов в Америке он заявлял, что, «к сожалению», сомнений в победе Дональда Трампа у него нет, но он считает «невероятным и даже немыслимым, что большинство американцев смогли принять такое решение». Ранее Рёттген в связи с вероятностью победы Трампа предрекал ухудшение трансатлантических отношений. «Впервые, - говорит он, - мы не можем сделать никаких серьезных прогнозов» относительно предстоящей внешней политики нового американского президента.
В ряду политических партий первыми в оценке «политического землетрясения» оказались Левые. Один из основателей партии Грегор Гизи в интервью самой крупной национальной радиостанции Deutschlandfunk указал на агрессивность многих предвыборных заявлений Трампа, выделив обещание последнего разорвать соглашение с Ираном (это соглашение Гизи расценивает как крупнейший внешнеполитический успех Обамы). «Я очень, очень обеспокоен тем, какую форму примет его политика и что это означает для мира в целом, да и для Европы», - заявил Грегор Гизи. В то же время он выразил надежду, что новый американский и российский президенты смогут «как-то договориться» по Сирии и по Украине. Новая идеальная пара в политике – саркастически подытожил свою беседу с Гизи журналист «Немецкого радио».
В победе Трампа многие в Германии усматривают симптом подъёма правого популизма на Западе, причём по обе стороны Атлантики. Раскол общества, позволивший Трампу выиграть, - это «трансатлантический, западный феномен», говорит христианский демократ Норберт Рёттген, объясняющий победу республиканского кандидата той решительностью, с какой многие американцы хотели бы отстранить от власти нынешний истеблишмент и произвести смену элит.
Свою лепту в драматизацию последствий выборов вносят и наиболее влиятельные в Германии ученые-экономисты. «Черные тучи собираются над Соединенными Штатами и остальным миром, – мрачно пророчит Дэнис Сноуэр, президент Института мировой экономики в Киле. – … Либеральный мировой порядок оказался под вопросом».
Образ «политического землетрясения», кажется, крепко застрял в умах германской интеллигенции.