«Мы обращаемся к Беларуси с просьбой уважать право Украины отстаивать нашу независимость и суверенитет и понимать, что следующим будет Минск, если сегодня Киев не защитит нашу независимость», – пригрозила на заседании украинского парламента первый вице-спикер Ирина Геращенко, она же бывший пресс-секретарь бывшего президента Украины Виктора Ющенко.
Нахальство редкостное: один из руководителей законодательного органа государства, называющего себя независимым, берётся распекать другое независимое государство за его позицию в ООН! С чего вдруг госпожа Геращенко решила, что Беларусь обязана петь дуэтом с Украиной, причём только те песни, которые затянет украинская сторона? В данном случае речь идёт о резолюции «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)», которую поддержал Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН голосами 73 государств при 76 воздержавшихся и 23 проголосовавших против.
Министр иностранных дел Украины Павло Климкин тут же тиснул по этому поводу в Twitter сообщение: «Отныне формулировка «временная оккупация украинской АРК и г. Севастополь» – официально во всех документах ООН до деокупации Крыма». Однако бравый тон главы украинского МИД не в силах скрыть тот факт, что в ООН нет и тени единства по вопросу о Крыме и голосование за «крымскую резолюцию» привело всемирную организацию, миссия которой – объединение наций, к состоянию раскола, грозящего дискредитацией самой ООН.
Другое дело, что часть международного сообщества продолжает жить в шорах двойных стандартов, полностью игнорируя в вопросе о Крыме право наций на самоопределение. Есть и другая часть, выступившая против «крымской резолюции». Есть третья – самая многочисленная – из тех государств, которые вообще воздержались от выражения своей позиции. Самым разумным для ООН было бы прислушаться к позиции Беларуси и не рассматривать резолюцию вовсе (за это проголосовали 32 страны при 101 голосе против и 37 воздержавшихся). Однако заблокировать рассмотрение не удалось, поскольку, по словам заместителя министра информационной политики Украины Эмине Джапаровой, «процедура предусматривает «пакетный» подход, то есть голосование происходит по всей повестке дня; напомню, сегодня запланированы КНДР, Иран, Сирия, Крым». Беларусь добивалась того, чтобы весь пакет был исключён из повестки дня Третьего комитета.
Украинские претензии к противникам «крымской резолюции» Беларусью не ограничились: по словам первого вице-спикера парламента, «больше всего ранила Украину» позиция не только РБ, но и Армении с Казахстаном, также голосовавших против. «Ведь мы сегодня боремся не только за украинский суверенитет и независимость, а за право всех стран на постсоветском пространстве самим определять свою внешнюю политику», – пафосно объявила Геращенко, не подозревая даже о том, что отрицательное голосование по «крымской резолюции» 23 государств – это и есть реализация их права на самостоятельную внешнюю политику.
То ли лекции госпожа Геращенко пропускала во время учёбы в дипломатической академии при МИД Украины, то ли учились за неё там депутатские помощники, но заявления Геращенко, адресованные суверенным государствам, не согласившимся с содержанием «крымской резолюции», кричат о том, что дипломата из Геращенко не вышло, не в коня корм.
Ещё один пассаж касался предстоящего голосования по резолюции в ООН предположительно в декабре (решение Третьего комитета – не окончательное). Призвав украинских дипломатов и парламентариев «сосредоточиться на работе с 76 странами, которые воздержались при голосовании», Геращенко произнесла: «Важно, что Россия, которая блокирует этот вопрос, как может, используя своих сателлитов, недипломатичные методы, не имеет права из-за вето блокировать рассмотрение самой резолюции». Так и хочется сказать: «Садись, Ира, двойка!»
Соб. корр. ФСК