Турецкие войска вошли в Сирию, чтобы положить конец правлению президента Сирии Башара аль-Асада, заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган. «Мы там для того, чтобы восстановить справедливость и положить конец господству жестокого тирана Асада, который устроил в стране государственный террор», - объяснил Эрдоган, выступая вчера на международной конференции по Иерусалиму в Стамбуле.
Что значит это резкое заявление турецкого лидера? Враждебную Дамаску позицию Эрдоган занимает не первый год, поэтому частые эмоциональные всплески в его выступлениях с претензиями на главенствующую роль Анкары в регионе уже не удивляют.
Ни в Сирии, ни в Ираке Турция погоды не делает, как и не имеет реальных инструментов воздействия на определение дальнейшей судьбы этих стран. К битве за иракский Мосул турецкие войска не допустили, на сирийской территории немногочисленный контингент сухопутных войск Турции уже несколько месяцев остаётся в десятках километров от своей границы, не оказывая заметного влияния на общий ход боевых действий.
Newsweek, комментируя выступление Эрдогана, назвал их актом раздражения, вызванного «урезанием» турецких амбиций. Судьба Сирии решается сегодня в боях за Алеппо, в которых Турции отведена роль стороннего наблюдателя, никак не влияющего на ход событий, отмечает Newsweek. Ключевую роль играет Россия, оказывающая помощь силам Асада, чтобы вернуть полный контроль над Алеппо. Активное участие в этом принимают подконтрольные Ирану вооружённые формирования. Тегеран снова готов предоставить в распоряжение российских ВКС свой аэродром в Хамадане для нанесения ударов по объектам террористов в Сирии.
Анкара критикует нацеленность сирийских правительственных войск, России и Ирана на освобождение Алеппо. Эрдоган на прошлой неделе дважды разговаривал с президентом Путиным по телефону, чтобы попытаться разрешить гуманитарный кризис в Алеппо. Министр иностранных дел Чавушоглу побывал с незапланированным визитом в Тегеране, где встречался с президентом Роухани. Похоже, челночная дипломатия на российском и иранском направлениях не принесла каких-либо значимых положительных результатов для плана Эрдогана «установления справедливости» в Сирии по-турецки.
Действия Анкары в Сирии вызывают недовольство и в США. Стремление Турции расширить зону своего военного присутствия на севере страны, по мнению The Wall Street Journal, отвлекают союзнические американцам силы курдов от «большой битвы за Ракку».
То, что стратегические отношения между США и Турцией уже давно дали трещину, а в последнее время отличаются открытой напряжённостью, признают и в Анкаре, и в Вашингтоне. Не последнюю роль в этом, как отмечает The Daily Caller, играют разногласия по Сирии. Если для Америки союз с сирийскими курдами представляется сегодня тактическим ходом в борьбе с «Исламским государством», то турецкое противодействие этому замыслу вызывает в Вашингтоне раздражение. Снять напряжение последнее антиасадовское заявление Эрдогана вряд ли поможет.
Так чего добился президент Турции своим резким выпадом в адрес Дамаска? Для Москвы и Тегерана это станет ещё одним поводом усомниться в целесообразности продолжения поиска компромисса с турецким лидером, улучшению отношений с Вашингтоном это также нее поможет. Эрдоган снова сделал холостой выстрел.
Соб. корр. ФСК