Президенты Украины и Польши Пётр Порошенко и Анджей Дуда назвали Россию, а заодно и Европейскую комиссию (ЕК) угрозой для энергетической безопасности Евросоюза из-за соглашения между ЕК и «Газпромом» о прокачке российского газа через газопровод OPAL к конечным потребителям в Чехии и Германии.
Пока неясно, является ли такое заявление попыткой польско-украинского дуэта прыгнуть выше головы или это игра, правила которой заранее согласованы между Брюсселем, Варшавой и Киевом, но тогда – в ущерб Германии, Австрии и Чехии.
Немецкий газопровод OPAL (протяжённость 470 км, мощность 36 млрд. кубометров газа в год) является сухопутным продолжением трансбалтийского газопровода «Северный поток», идущего по дну Балтийского моря и доставляющего российский газ в Германию и другие страны ЕС, минуя транзитные страны.
Источник: Oil & Gas 360
Ещё недавно среди противников проекта была Чехия, но теперь договорённости ЕК и «Газпрома» делают Чехию одним из участников проекта: предполагается, что OPAL подключат к чешскому газопроводу «Газель», а труба «Газель» в свою очередь будет подсоединена к газотранспортной системе немецкой Баварии.
Реализация этого проекта лишает Польшу и Украину статуса стран-транзитёров российского газа в Европу и, соответственно, значительной прибыли. В прошлом доходы Киева от транзита российского газа достигали каждый год $2 млрд. Получает транзитные доходы и Польша. «Речь о прибыли в десятки миллионов злотых ежегодно…» - говорит бывший министр финансов Польши Миколай Будзановский.
У этой истории есть не только финансовая, но и политическая сторона: в определённых западных кругах сохранение украинского транзита рассматривается как инструмент давления на Россию и имеет приоритет перед задачами обеспечения энергетической безопасности Европы.
Польский эксперт в сфере энергетики Анджей Шчесняк в эфире американскому агентству CNBC, комментируя слова П. Порошенко и А. Дуды, говорит: «Я полагаю, что …новая ветка газопровода всё же будет построена, и никакое давление и никакие иски тут не помогут. Бизнес есть бизнес, а политика есть политика, но в Польше это не понимают».
На Украине не понимают тоже. Однако, чтобы окончательно судить о том, что стоит за польско-украинским демаршем, остаётся дождаться официальной реакции на него Еврокомиссии.
Соб. корр. ФСК