«Гражданская война в Сирии закончилась. Теперь настало время, чтобы остановить боевые действия», - объявила The New York Times в статье под интригующим заголовком «Как закончится война в Сирии».
Сирийская армия близка к завершению операции по освобождению второго по величине города страны Алеппо, чтобы уничтожить оставшиеся очаги сопротивления на севере Сирии, включая и окрестности Идлиба. Военная ситуация изменилась в пользу Дамаска настолько, что дальнейшая поддержка Соединёнными Штатами сирийской оппозиции сегодня уже контрпродуктивна. Такое мнение высказали бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и Стивен Хэдли, советник по национальной безопасности президента Джорджа Буша. Военная помощь и американская поддержка умеренной сирийской оппозиции не могут в настоящее время изменить траекторию войны, но, безусловно, приведут к гибели большего числа людей, отмечается в статье.
Схожее мнение стало преобладать и в оценках других экспертов. Как сообщает Reuters, Пол Пиллар, бывший высокопоставленный американский аналитик разведки, считает, что с падением восточного Алеппо надежды США на приход к власти в Сирии поддерживаемой Вашингтоном оппозиции становятся несбыточными. Повстанцы, как оценивает Пиллар, оказались в ловушке, их поражение в удерживаемых пока ими районах – вопрос скорого времени.
С поражением повстанцев в Алеппо администрация Обамы передает Сирию избранному президенту Трампу в состоянии минимального американского влияния за все пять лет гражданской войны. Итогом сирийской политики США при Обаме стали нестабильность, воинствующий экстремизм, потоки беженцев и обострение регионального соперничества. Поражение Обамы означает также возвращение Москвы как крупного регионального влиятельного игрока, статус которого она утеряла в 1991 году после распада Советского Союза. В выигрыше оказались Россия, Асад и Иран, а США и его региональные союзники Саудовская Аравия и страны Персидского залива эту войну проиграли. Такие выводы делает The New York Times.
То, что на ситуацию в Сирии США и их союзники уже неспособны оказывать решающего влияния, отмечает и Джонатан Маркус (Jonathan Marcus), дипломатический обозреватель BBC. По его мнению, после восстановления полного контроля правительственной армии над восточной частью Алеппо нужно будет признать, что правительство Асада не собирается уходить. Наиболее развитая западная часть Сирии окажется в зоне, управляемой Дамаском, различные разрозненные повстанческие вооружённые формирования будут вытесняться из страны на восток, к границам с Ираком. «Россия преуспела в решении своей стратегической задачи сохранить президента Асада у власти и таким образом укрепить и расширить свое дипломатическое влияние на Ближнем Востоке», - подытоживает Джонатан Маркус.
Новой администрации США придется считаться с этим, если Трамп на самом деле будет стремиться к взаимодействию с Россией. Тем более что российские действия в Сирии нашли поддержку со стороны американских союзников. Как отмечает Bloomberg, преодолеть монополию США на управление сирийской оппозицией помогает России Турция – и делает это путём проведения переговоров о прекращении огня непосредственно с повстанцами. А в прошлом месяце Египет, самый большой получатель американской военной помощи после Израиля, заявил о своей поддержке армии Сирии. Москва явно готовит почву для сохранения в послевоенный переходный период власти Асада вопреки американским планам, считает Bloomberg, что «принципиально противоречит нынешней политике Белого дома».
Изменит ли Трамп эту политику, учитывая сложившееся положение вещей? Если да, тогда действительно можно будет обсуждать условия окончания гражданской войны в Сирии.
Соб. корр. ФСК