Относительное перемирие, достигнутое в расположенной к северо-западу от Дамаска долине Вади Барада, предполагало доступ ремонтных бригад к выведенным из строя террористами объектам водоснабжения, в частности к повреждённому ими крупнейшему резервуару в селе Айн-аль-Фиджех. Нарушенное снабжение водой сирийской столицы могло быть восстановлено в течение одной-двух недель. Однако накануне стали поступать сообщения о срыве террористами перемирия, блокировании работы ремонтников и возобновлении частями сирийской армии наступления на укрепления «Джебхат Фатх аш-Шам» (запрещённая в России переименованная «Джебхат ан-Нусра») и «Ахрар аш-Шам» близ Бассимы. Наступление также ведётся на оплот террористов городок Кфар-Зейт.
Продвижение Сирийской арабской армии в долине Вади Барада с 28 декабря 2016 по 8 января 2017 г.
Осложнилось положение и в провинции Хама, северо-восток которой контролируется радикальными группировками, исключёнными из режима прекращения огня.
Провинция Хама
По информации арабского издания Almasdarnews, в этой провинции сирийская и российская авиация в нескольких населённых пунктах нанесла удары по позициям запрещённого в России «Исламского государства» (ИГ). Уничтожено значительное число боевиков и несколько бронированных автомобилей. Особо крупные потери отряды ИГ понесли в населённом пункте Укайрбат. Восточная часть провинции Хама, пограничная с Раккой (столица самозваного «халифата»), значима с той точки зрения, что она открывает террористам доступ к стратегической трассе, связывающей север и юг Сирии.
Не случайно именно здесь обнаружены смертоносные «гостинцы» из Франции. В районе отбитого у джихадистов несколько недель назад поселения Маан (в феврале 2014 года бандиты из «Джунд аль-Аксы» учинили здесь резню алавитского населения) на месте базирования террористов спецслужбы САР обнаружили склад вооружений. На видео, поступившем в распоряжении Федерального агентства новостей, представлены очередные доказательства поставок террористам оружия западного производства.
В частности, найдены 45 новейших управляемых ракет стандарта французской армии SNEB 68 (TBA 68), сотни мин к 81-мм миномету, фугасы, иные виды вооружений и боеприпасов. Всё оружие новое, в упаковке и, видимо, доставлено совсем недавно. Сирийская армия продолжает исследовать освобождённый район в поисках других бандитских схронов «Джебхат ан-Нусры» и «Джунд аль-Аксы». «Поставки управляемых ракет, способных уничтожать не только танки или доты, но и гражданские цели – самолеты, автобусы, катера – позволяют боевикам совершать теракты в отношении мирных жителей. Зачем страны НАТО поддерживают откровенных террористов, здесь, в Сирии, не понимает никто», – пишет сирийский военный эксперт Ахмад Марзук.
Острый интерес Франции к Сирии уходит корнями ещё в колониальные времена. В 2011 году французы содействовали укреплению «сирийской свободной армии» (ветераны французского Иностранного легиона приняли командование надо «борцами за сирийскую демократию»). В 2012 году несколько тысяч боевиков района Баб-Амр провозгласили Хомс «столицей революции»; именно здесь были обнаружены французские спецназовцы.
Оружие из Франции попадает на Ближний Восток самыми разными путями, в том числе через африканские страны, служащие перевалочными пунктами (Мали, бывшая Ливия и др.). В ноябре 2016 года Центр военно-политической журналистики представил на эту тему подробный доклад, в котором отмечалась и роль Франции в снабжении террористических группировок. Так что обнаруженный на севере Хамы склад – лишь один из материальных следов французского присутствия в Сирии. Об этом присутствии говорят и заявления президента Олланда, неоднократно декларировавшего поддержку вооружённым противникам Асада.
О причастности официального Парижа к деятельности террористических группировок на Ближнем Востоке не следует забывать и тогда, когда траурные процессии потянутся по улицам французских городов после очередного «кафе Батаклан» или «набережной лучезарной Ниццы».
Соб. корр. ФСК