Избранный президент США Дональд Трамп дал первое интервью крупнейшим европейским изданиям: британской Times и германской Bild. Оба интервью появились одновременно.
Хотя будущий президент США сказал, что любит и Германию (отец Трампа по происхождению немец), и Великобританию (мать - шотландка), его высказывания в отношении Германии звучат куда критически.
Складывается впечатление, что Трамп ориентирован на укрепление традиционного американо-британского альянса. Будущий президент заявил, что с нетерпением ждёт возможности нанести официальный визит в Лондон и со своей стороны пригласил премьера Терезу Мэй в Вашингтон сразу после инаугурации. Трамп изъявил также намерение в самое ближайшее время подписать торговое соглашение между США и Великобританией.
Такая позиция вряд ли вызовет в Берлине что-то, кроме раздражения. Впрочем, не в характере Ангелы Меркель демонстрировать свои эмоции; Spiegel уверяет, что она прочитала интервью Трампа «с интересом», а федеральное правительство считает, что к этому интервью нужно отнестись спокойно.
Cпокойствие, однако, будет напускным, ибо будущий президент США в крайне резкой форме отозвался как о внутренней политике канцлера, так и о роли Германии в ЕС. В представлении Трампа сегодняшний Европейский союз – это Германия. Более того, ЕС – средство реализации целей Германии. Кстати, в Германии ответом на заявление Трампа стали усилившиеся призывы к укреплению европейского оборонительного союза в качестве дополнения к НАТО. Райнер Арнольд, эксперт СДПГ по вопросам обороны, убеждён, что «мотором» в этом деле будут Франция и, естественно, Германия.
А миграционную политику Меркель Трамп охарактеризовал как «катастрофическую ошибку, одну из худших ошибок», имевшую, в числе прочего, негативные последствия для европейской интеграции. Ведь именно из-за угрозы наплыва мигрантов британцы решились на Brexit. Более того, в дальнейшем некоторые страны Евросоюза, которых Брюссель заставляет принимать мигрантов, могут последовать примеру Великобритании.
По большому счёту Трамп не открыл здесь ничего нового - он просто зафиксировал реальное положение вещей, каким европейцы видят его сами, а не в кривом зеркале СМИ. По сути, Трамп вмешался в предстоящие выборы в Германии. Поможет ли это, однако, исправить последствия «катастрофической ошибки», которую совершила Ангела Меркель?
Правящая в Германии коалиция сейчас делает вид, что ситуация постепенно становится контролируемой. На самом деле это лишь ужесточение контроля над информационным пространством. Симптоматично, что именно с немецкого сегмента Facebook начнёт фильтровать и проверять новости. Любые «сомнительные» сообщения будут отправляться в немецкую компанию Correctiv, которой вменяется в обязанность проверка их достоверности. Correctiv утверждает, что получает средства не от Facebook, а от неких не называемых спонсоров. Хорошо бы на этих спонсоров посмотреть.
Правительство Меркель в рамках объявленной им войны против «фейковых новостей» планирует принять закон, по которому виновных в распространении таких новостей можно будет штрафовать на полмиллиона евро. Осталось объяснить, чем это будет отличаться от свирепой антидемократической цензуры.
Соб. корр. ФСК