Во Львове снова встала во весь рост проблема мусора. Дело дошло до внеочередной сессии и постановления о критической ситуации в Львовской области в связи с невозможностью вывозить твёрдые бытовые отходы (ТБО). Львов обратился к другим городам Украины с просьбой предоставить свои полигоны для складирования львовского мусора. Это делалось и прежде, но «мусорная» проблема никак не решилась. Кроме того, стали протестовать жители тех мест, куда собирались сплавлять львовский мусор, – в Киеве, Николаеве, Днепре (Днепропетровске), Черновцах.
Мэр «города Льва» Андрей Садовый (глава парламентской партии «Самопомощь») заявил 19 января, что львовский мусор готовы принять и за границей, но пока неясно, кто будет за это платить. По его мнению, нужно спрессовать отходы в брикеты, обернуть плёнкой (чтобы не распространялась вонь), погрузить в вагоны и вывезти хоть в ту же Польшу, где польские партнёры займутся его утилизацией. Грязную воду, которая останется после брикетирования отходов, Садовой собрался вывозить отдельно, на местные водоочистные сооружения.
Вопрос, как львовскому мусору, пусть и в брикетах, пересечь границу, для мэра не стоит: он предлагает для начала вывезти хотя бы одну машину львовских бытовых отходов за рубеж, а там видно будет. «Сядем в машину, будем ехать вместе, убеждать таможню, чтобы пропустила. А что делать?» – говорит Садовый. Если украинские полигоны не берут на переработку и хранение львовский мусор, Львов ведь не просто превратится в большую свалку, но и создаст угрозу для Европы.
«Если будет потепление, то могут быть катастрофические последствия. Я обратился ко всем послам. Львов расположен на границе, любые риски, связанные с ТБО, могут спровоцировать катастрофу в Восточной Европе», – припугнул Садовый, а заодно пожаловался, что не может получить кредит Европейского банка, поскольку ему ставят палки в колёса «державные мужи».
«Международное сообщество, экологическое сообщество, посольства, наши города-партнёры (в Европе. – Ред.) с нами. Единственная проблема с теми «державными мужами», которые забыли, что Львов – это Украина, самый большой украиноговорящий город мира», – говорит львовский градоначальник.
Садовый всерьёз полагает, что «мусорная» проблема – повод для спекуляций на особом «украинстве» Львова? По логике львовского мэра, если город – наиболее «украиноговорящий» в мире, то убирать за ним мусор должна та Украина, в городах которой на украинском языке говорит меньшее число людей. Впрочем, чего ещё ждать от деятелей, давно сделавших национальность и язык предметами торга, а «украинство» – профессией, за которую должны платить.
Ранее мусор Львова собирали на огромной свалке в селе Великие Грибовичи. Высота кучи бытовых отходов, которые не перерабатывались и не сортировались, достигала 75 метров. Туда же свозили и промышленные отходы. В конце мая 2016 года свалка загорелась, под оползнем мусора погибли трое спасателей, одного человека так и не нашли. Поверхностный огонь в течение недели удалось погасить, но внутри мусор продолжал тлеть, в результате чего пожары на львовской свалке то и дело вспыхивали и летом.
После трагедии Садовый пытался требовать от президента Украины Петра Порошенко справиться с «мусорной» проблемой и определить место для новой свалки, но в Киеве его не услышали. Идея установить на территории одного из бывших львовских заводов оборудование для прессования мусора (вероятно, для последующего вывоза полякам) наткнулась на протесты местных жителей. Попытки втихую развезти львовский мусор по полигонам Украины также вызвали новый виток возмущения населения. Одна из свежих историй: на закрытую ферму в маленьком селе Сосновка под Киевом привезли порядка 500 тонн ТБО, в грудах мусора сельчане обнаружили множество чеков из львовских магазинов. Всё по схеме Андрея Садового – в Сосновке, как ни крути, на украинском языке говорит меньше жителей, чем во Львове, хотя бы потому, что прописаны в селе всего 170 жителей. Теперь каждый из них на праздники получил львовский «подарунок» в виде почти 3 тонн мусора. Несколькими днями ранее фуры с львовскими ТБО приехали разгружаться на свалку под Борисполем.
Сам Львов в рождественские праздники буквально утонул в собственных отходах (в сутки город производит 600-700 тонн мусора). Вывозить их некуда, сигнализирует Садовый Европе, предрекая «мусорную катастрофу».
Львовская область – не единственная, где украинский мусор грозит европейцам крупными экологическими неприятностями. В ноябре прошедшего года горы отходов из Закарпатья приплыли в Венгрию вместе с водами Тисы.
Ну а европейцам впору задуматься о противостоянии «мусорной агрессии» Украины. Тут уж американские танки не помогут.
Соб. корр. ФСК