Указ президента США Дональда Трампа «О защите страны от въезда иностранных террористов» и последующие события, развернувшиеся вокруг него, высветили целый ряд показательных процессов, напрямую касающихся развития ситуации в Европе. В то время как противники нового президента в самих США организовали массовые акции протеста против указа, а политическая элита попыталась заблокировать его исполнение, в европейских странах проявились совсем иные настроения. Более половины опрошенных в ключевых странах-членах Европейского союза фактически потребовали от собственных властей применить в своих государствах предложенные американским президентом меры.
Как известно, президент США ввел временный запрет на въезд граждан Сирии, Ирака, Ирана, Судана, Ливии, Сомали и Йемена 27 января.
Согласно тексту указа, на 120 дней приостанавливалась программа приема беженцев, на 90 дней запрещался въезд в США гражданам этих стран, за исключением дипломатов. Отдельным пунктом до особого президентского распоряжения был введен бессрочный запрет на въезд беженцам из Сирии.
Генеральный прокурор штата Вашингтон подал иск в Федеральный суд к президенту США, Министерству внутренней безопасности и чиновникам администрации, потребовав признать неконституционными основные положения указа. Федеральный судья Сиэтла Джеймс Робарт приостановил его действие 4 февраля вплоть до вынесения решения по этому делу. Первый запрос Минюста США, требовавшего отменить временную заморозку указа до окончания слушаний по делу о его соответствии Конституции, был отклонен.
Помимо иска от прокурора штата Вашингтон аналогичные иски были поданы прокурором штата Миннесота и правозащитной организацией «Американский союз защиты гражданских свобод».
Позднее Апелляционный суд отклонил жалобу Белого дома на решение федеральных судей. В аргументирующей части своего решения суд указал на отсутствие свидетельств того, что попавшие под запрет граждане семи стран планировали какие-либо теракты на территории США.
Президент Трамп со своей стороны заявил, что из-за решения федерального судьи в США могут приехать нежелательные элементы. «Поскольку запрет был снят судьей, многие очень плохие и опасные люди могут приехать в нашу страну. Ужасное решение», - написал он в своем аккаунте Twitter.
Зная характер и приоритеты Дональда Трампа, не приходится сомневаться, что его администрация продолжит борьбу за введение в действие вышеуказанного запрета. «Встретимся в суде, безопасность нашей страны на кону!» - уже пообещал президент США, заявив, что судьи «приняли политическое решение». Министерство юстиции изучает перспективы обращения в Верховный суд США. Кроме того, Госдепартамент и Министерство внутренней безопасности приступили к обсуждению конкретных мер, способных уже сейчас взять под контроль иммиграцию из семи стран, упомянутых в президентском указе. Среди этих мер - требование к приезжающим из вышеуказанных стран предоставить властям США пароли к своим аккаунтам в социальных сетях и списки телефонных контактов.
Справедливость подхода президента Трампа к проблеме иммиграции подтверждается и объективными данными. Статистика судебных приговоров, вынесенных в США за совершение террористических актов с 2001 года, свидетельствует о том, что, хотя большинство осужденных (138 человек) составляли граждане США, выходцев из других государств в списке также немало. У 16 осужденных за терроризм гражданство неизвестно, двойное пакистано-американское гражданство имеют 8 человек, гражданство Сомали – 7, Пакистана, Узбекистана и Йемена – по 4, Иордании – 3, гражданство Египта, Саудовской Аравии, Марокко, Бангладеш, Великобритании, а также двойное сомалийско-американское гражданство – по двое. Остальные 17 человек не имели совпадений по гражданству. Среди них были, в частности, граждане Ирана, Ирака и Сирии (выходцы из этих стран, как известно, также были внесены в указ Дональда Трампа).
Администрация Белого дома, со своей стороны, 9 февраля обнародовала собственный список террористов. В нем перечислены 24 человека, арестованных в США по обвинению в террористической деятельности. Почти половина из них (десять человек) прибыли из Сомали, шестеро - из Ирака, по двое из Судана, Ирана и Ливии и по одному - из Йемена и Сирии.
Однако еще более примечательный раскол указ Дональда Трампа вызвал на международной арене, причем линии этого раскола пролегли как между различными странами и регионами, так и внутри государств – между правящей элитой и населением. Указ президента США немедленно осудили лидеры Германии, Великобритании, Франции, Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана (примечательный альянс ЕС, Эр-Рияда и Тегерана!), а премьер-министр Канады Джастин Трюдо выразил готовность принять у себя тех, кто не может въехать в США.
Между тем английский исследовательский центр Chatam House провел опрос в десяти европейских странах (Германия, Бельгия, Франция, Австрия, Италия, Польша, Греция, Венгрия, Италия, Великобритания) на предмет их отношения к идее приостановить дальнейшую иммиграцию из мусульманских стран. Опрос принес очень характерные результаты. В среднем 55% опрошенных в этих странах поддержали данную идею. В Польше за немедленную остановку приема иммигрантов из исламского мира высказались 71% опрошенных, в Австрии - 65%, Бельгии и Венгрии – по 64%, во Франции – 61%, в Греции – 58%, Германии – 53%, Италии – 51% опрошенных. Меньше половины общественной поддержки подход Дональда Трампа получил в Великобритании (47%,) и Испании (41%), но и эти показатели впечатляют, тем более что речь идет о государствах, стоявших у истоков создания нынешнего Евросоюза.
Заявления и действия новой администрации США по таким ключевым для европейцев вопросам, как торгово-экономические отношения и политика в отношении беженцев и выходцев из мусульманских стран, «делают различия, существующие в Европе, еще глубже», признаёт в этой связи датская газета Jyllands-Posten.
Отношение граждан европейских стран к идее ограничения иммиграции из стран с преобладающим мусульманским населением наглядно демонстрирует, какая именно повестка волнует сегодня европейцев. И она имеет прямое отношение не только к противоположной по смыслу политике центральных органов ЕС, но и к предстоящим выборам в Нидерландах, Франции, Германии и других странах. Не приходится сомневаться, что именно отношение к иммиграционным потокам из стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки в привязке к террористической угрозе (а также к углубляющимся социально-экономическим проблемам в европейских государствах) окажется в центре предвыборных дискуссий. И вердикт избирателей может оказаться неожиданным для Брюсселя.