О таких не говорят «ушёл из жизни». Виталий Иванович Чуркин, постоянный представитель Российской Федерации при ООН из жизни не мог уйти – он жил работой и сгорел на работе. Выдающийся дипломат, яркий ораторский талант которого никого не мог оставить равнодушным, умер далеко от России, в Нью-Йорке 20 февраля, а 21-го ему исполнилось бы 65 лет.
Немногие знают, что в детстве Виталий снимался в кино. На его актёрском счету три картины – «Синяя тетрадь», «Ноль три» и «Сердце матери». Упорно занимался английским – как в школе, так и с преподавателем-иностранкой, которая в совершенстве владела разговорной речью и того же добивалась от своего ученика. С первой попытки Виталий Чуркин поступил в МГИМО. С 1974 года началась его дипломатическая карьера. Семь лет, с 1979 по 1987 год, Виталий Иванович работал в советском посольстве в США, после распада СССР руководил управлением информации МИД России, в 1992 году был назначен заместителем министра иностранных дел. В это время впервые Чуркин запомнился открытыми брифингами для иностранной прессы, которые для зарубежных журналистов были поистине поразительными мероприятиями – их удивлял и сам формат, непривычный для постсоветской России, и отменный английский представителя МИД. Работая в должности специального представителя президента РФ на Балканах (Ельцина), Виталий Иванович Чуркин в те времена, когда руководство России шло на поводу у Запада, заявлял, что авиационные удары НАТО по Югославии будут угрожать безопасности России. Говорил и о том, что победу Слободана Милошевича на выборах в Сербии Москва вовсе не считает трагедией. Тогда он выпадал со своей позицией из российского безвременья, но, когда пришло его время, Виталий Чуркин оказался на своём месте, в ООН. Почти 11 лет он отстаивал в Организации Объединённых Наций позицию России, да так отстаивал, что практически каждое его выступление можно было смело вносить в учебники новейшей истории России. Очень известна история о разговоре Чуркина с премьер-министром Катара. Хамад бен Джасем попросил о срочном интервью с тем, чтобы склонить постпреда РФ в ООН на договорённости по Сирии в обмен на заключение крупной сделки по закупке российского оружия Катаром. Чуркин отверг предложение: «Я считаю, вы оцениваете позицию России в корне неверно, и те, кто вам шепчут, что Россия будет торговаться за свою позицию в ущерб ее отношениям с Сирией, заблуждаются и игнорируют стратегическую важность вопроса. И поэтому мы считаем, эта явная попытка коррупции отвергается и выходит за рамки наших политических расчетов». Но Хамад не унимался, предлагая другие выгоды, а затем и угрожая – дескать, «вы будете расплачиваться за свою позицию». Виталий Чуркин встал, что обозначало окончание разговора, положил руку на плечо Хамаду и произнёс: «У меня встреча с сирийским представителем Джафари об этой резолюции, но я хотел бы напомнить вам, что ваше государство не существовало на карте в то время, когда русский флот плавал уже меж волн в Персидском заливе два века назад. И помните, что история иногда воспроизводится в виде комедии, так что не становитесь героем этой комедии, в момент когда смех неуместен. То, что сегодня происходит, – это трагедия».
«Вы — гость в Совете Безопасности. Так что будьте почтительны. Во всяком случае я не обращаюсь к вам. Я говорю от имени Великой России и только с великими», – добавил Чуркин.
Россияне открыли для себя Виталия Чуркина в 2008 году, во время событий «08.08.08», когда, казалось, весь мир ринулся на защиту президента Грузии Михаила Саакашвили, представляя его жертвой «российской агрессии». Тогда абсолютно никто из обывателей не рассчитывал услышать в Совбезе ООН настолько убедительный и внятный голос России. Виталий Чуркин в глазах российского общества стал твердыней, о которую раз за разом разбивался проект однополярного мира.
Он отдал жизнь за Отечество. На его поле брани не рвались снаряды, но решались судьбы мира.
Соб. корр ФСК