В начавшейся избирательной гонке в Германии СДПГ вырвалась вперёд, прибавила к своему рейтингу более 10% и достигла невероятного - опередила ХДС. Теперь соотношение их рейтингов выглядит как 32% к 31% .
Партия, ещё недавно заражённая депрессией, на глазах оживает. Главную роль в этом сыграла ставка на Мартина Шульца – нового человека на политической арене. По опросам ARD-Deutschlandtrend, Шульц уже вырвался в лидеры избирательной гонки. В прямых сопоставлениях со своей главной соперницей он далеко опережает Меркель. Ему отдают голоса 50% избирателей, в то время как фрау бундесканцлерин набирает сейчас только 34%.
Правление СДПГ отмечает ощутимый приток новых сил в партию. Среди молодёжи становится снова престижным быть социал-демократом.
На вопрос о своей неожиданной популярности М. Шульц солидно отвечает, что он является старейшим членом Президиума СДПГ, хотя фактически «сидел в засаде», постоянно находясь за рубежом. Эффект его появления многие сравнивают с эффектом Берни Сандерса, который также появился на американской политической сцене неожиданно и своей социалистической риторикой покорил молодых избирателей.
Так же как Сандерс отмежевался от Клинтон, Шульц сознательно пользуется имиджем аутсайдера среди социал-демократов. Мол, за бывших руководителей Габриэля и Штайнмайера отвечать не намерен, имею свои представления о будущем Германии.
Пожалуй, это главный приём, с помощью которого Мартин Шульц привлекает избирателей. Ностальгия по временам борьбы за социальную справедливость никуда не делась, и немцы традиционно видят в СДПГ партию, проводящую именно такую линию, хотя многолетнее сотрудничество СДПГ с ХДС/ХСС и размыло представление о социал-демократах как защитниках интересов простого человека. И вот новый вождь проинёс новые надежды на социал-демократию. Он начал отбирать голоса у ХДС как партии, ведущей сознательную антисоциальную политику.
Другим резервуаром голосов для Шульца стала «Альтернатива для Германии» (АдГ). Главным объектом критики со стороны АдГ была политика Меркель в отношении беженцев. Требования этой партии «поставить границу на замок» привлекали симпатии населения, но теперь Меркель сама сделала несколько шагов в этом направлении и выбила из рук «Альтернативы» её главное оружие. К тому же некоторые идеи АдГ - выход из еврозоны и равнение на Трампа - многих избирателей настораживают и кажутся рискованными. В результате у СДПГ с её новым вождём появилась реальная возможность отобрать у «Альтернативы» часть избирателей. Рейтинг АдГ на фоне роста популярности М.Шульца пополз вниз и сейчас находится в диапазоне 8-12%. Если ещё недавно эксперты предполагали, что АдГ войдёт в тройку сильнейших партий, то сейчас она переместилась в сегмент, где действуют силы второго эшелона - Левая партия и зелёные.
Однако какие всё-таки идеи принёс Мартин Шульц? Для начала следует отметить, что он умело создаёт «простого парня», который не смог получить высшего образования и с молодости пристрастился к бутылке. А разве не здорово, что такой «простой парень» нашёл в себе силы покончить со спиртным и самостоятельно вырасти до крупного политика, который продолжает говорить по-немецки с сильным рейнским акцентом? Видимо, политический популизм неистребим. «Свой парень», выражающийся на «народном языке» и знающий, почём фунт лиха для простого немца, – это то, что сегодня востребовано. Избирателю надоели лакированные политики с их гладкими речами.
К другим сильным сторонам Шульца нужно отнести его ораторский дар. К своему 61 году он научился овладевать аудиторией. Он умеет говорить о жизни простых людей на примерах из их жизненного опыта. Шульц, по мнению экспертов, лучше владеет риторическими приёмами, чем Меркель.
Играют ему на руку и некоторые причины международного характера. Немцев беспокоят перспективы развала ЕС, который до недавнего времени вполне отвечал их представлениям о мире и благополучии. Брекзит, рост влияния «Национального фронта» во Франции и размашистые заявления Дональда Трампа о будущем американо-германских отношений большинству из них не нравятся. И тут появляется Мартин Шульц – недавний председатель Европарламента.
Правда, конкурирующая фирма уже раскопала, что «свой парень», будучи председателем Европарламента не прочь был провернуть кое-какие финансовые махинации. По сообщению «Дойче велле», обвинение против него выдвинула глава комитета Европарламента по контролю за бюджетом Инге Грэсле, которая обвинила Шульца в сомнительных повышениях в должности и необоснованной выплате премий. Комитет отправил обширный опросник в управление делами Европарламента, ответы должны быть получены до 3 марта; в случае если будут не в пользу Шульца, против него может быть начато служебное расследование.
Что же касается главного избирательного лозунга, то его можно было предвидеть: «Время для справедливости!» В предыдущие годы борьбы за социальную справедливость избиратели от СДПГ не дождались. Так что лозунг воспринят с энтузиазмом.
Неужели возвращаются времена Вилли Брандта и Хельмута Шмидта?!
Мартин Шульц смело начал с критики «Программы 2010», которую СДПГ разрабатывала совместно с ХДС/ХСС в рамках Большой коалиции. Эта программа предусматривает пересмотр федерального трудового законодательства, либерализацию рынка труда, смягчение регламентации найма, снижение степени социальной защищённости безработных, отказ от стимулирования полной занятости. «Программа 2010» воспринималась многими избирателями как отступление социал-демократов от своих главных принципов. И вот Шульц в своей программной речи в Билефельде раскритиковал ряд её положений, заявив о намерении их пересмотреть. Он говорит об усилении гарантий для рабочих, увеличении срока выплат пособий по безработице и лишении корпораций возможности уходить от уплаты налогов. Насколько эти предложения продуманы и обоснованы, станет ясно в ходе предвыборных дискуссий.
Есть в предвыборной риторике Шульца и уязвимые места. Так, ему ставят в вину манипуляцию фактическими данными. «В возрастной группе от 25 до 35 лет почти 40 % трудящихся находятся на временных договорах», - заявляет он. Однако, по данным статистики за 2015 год, таковых только 18%. Была ли это ошибка или намеренное искажение фактов, судить трудно, но Шульцу уже рекомендуют аккуратнее обходиться с фактами.
Шульц охотно пользуется «Твиттером», и сегодня его лента в этой сети имеет около 350 000 тыс. подписчиков. В сети Facebook у него около 300 тыс. друзей - на 100 тыс. больше, чем у лидера «Альтернативы для Германии» Фрауке Петри. Для СДПГ обращение к социальным сетям – новое слово, раньше руководители «солидных» немецких партий такими методами не пользовались.
Наблюдатели говорят, что перед осенними выборами в бундестаг Шульц выстраивает верную линию нападения. Никто не ожидает, что рост его популярности будет бесконечным, но избираемые им темы и методика работы создают хороший задел. И всё же насколько стабилен рост популярности СДПГ?
Всё будет зависеть от конкретного наполнения программы Шульца. Пока сделаны лишь общие заявления. В дальнейшем ему придётся защищать свою позицию в деталях, а это сложнее.
Судя по всему, в руководящем звене СДПГ ещё не решён стратегический вопрос: следует ли «порвать с прошлым» и идти на выборы так же безоглядно, как это делали прежние вожди СДПГ? В таком случае возможности возврата в Большую коалицию может и не появиться. Ведь ХДС не собирается отказываться от «Программы 2010». Значит, придётся делать ставку на высокий результат на выборах, достаточный для того, чтобы сформировать правительство в союзе с зелёными. Здесь есть большой риск.
Тяжело быть партией, растерявшей свои идейные принципы. Это чем-то напоминает состояние трансгендера – не поймёшь, кто ты такой. Трудно быть социал-демократом в наше время. Особенно в Германии.