Выступление Дональда Трампа 28 февраля перед обеими палатами Конгресса США ожидалось с напряжённым интересом. В политической практике США так заведено, что первое выступление президента в этом формате призвано «отфильтровать» всю мутную воду избирательных баталий и показать «сухой остаток» планов и намерений нового главы государства.
Дональд Трамп понимал ответственность момента и в своей речи стремился выглядеть не только государственным деятелем, но в чём-то даже отцом нации. Была ли убедительной его роль отца нации, сказать трудно, но очень многих он, безусловно, удивил.
Ещё вчера Дональд Трамп не упускал возможности колко ответить своим критикам, воевал со СМИ, ехидничал в «Твиттере» и вдруг… Во время своего выступления в конгрессе президент в умиротворяющем тоне постоянно возвращался к теме сотрудничества с оппонентами, совместной разработке законов и установлении духа взаимопонимания. «Почему бы нам не объединить силы и не работать на пользу страны? Благополучие страны требует перешагнуть через границы партийных различий. Время мелких потасовок закончилось».
Из выступления американского президента исчезло столь любимое им местоимение «я», которое резало ухо многим американцам во время его инаугурационной речи со ступеней Капитолия. Вместо него появилось местоимение «мы». А это воспринимается совсем иначе.
За первый месяц своего правления новый президент обнаружил, что управление страной заключается не только в подписании скороспелых указов. Нужны союзники. На фоне этого нового понимания Трамп и начал перестройку общения с политическими оппонентами. От самоуверенного миллиардера многие этого не ожидали. Хотя уже в преддверии своего выступления в конгрессе Трамп начал «сбрасывать обороты» и в ряде интервью показал, что он куда более гибок, чем его пытаются изобразить. Если совсем недавно он заявлял, что на корню снесёт систему медицинского страхования своего предшественника, то теперь он говорит, что «эта реформа оказалась невероятно сложным делом». Даже в самой острой теме, касающейся ограничения иммиграции, Трамп показал себя готовым к уступкам. Оказывается, спорный запрет на въезд из семи государств Ближнего Востока и Африки тоже может быть смягчен.
Кроме того, уже целую неделю знаменитых записей Трампа в «Твиттере» становится всё меньше (Белый дом, правда, объясняет это тем, что президент прекратил просмотр утренних телепрограмм за завтраком).
Не похоже, однако, чтобы эти внешние перемены устроили демократов. Во время его речи многие конгрессмены и сенаторы от Демократической партии не аплодировали ему вместе со всеми. А демократические дамы все, как одна, явились в белых костюмах, демонстрируя тем самым протест против «сексистских» высказываний Трампа. Не убедила оппонентов президента и содержательная сторона его выступления: Трамп продолжал настаивать на прежних приоритетах - снижение налогов, реформа здравоохранения, увеличение военных расходов, строительство стены на границе с Мексикой, ограничение иммиграции как средство борьбы с терроризмом. Только теперь он пытался представить эти задачи как общее, надпартийное дело.
Дональд Трамп решительно осудил антисемитские проявления в США и недавнее убийство индейца белым расистом в Канзасе. По поводу ограничения иммиграции он сказал, что «демократы и республиканцы могли бы совместно достичь результата, который ранее был недостижим».
Это вполне недвусмысленное приглашение к сотрудничеству, но нет уверенности, что демократы захотят его услышать. Они продолжают линию на неприятие нового президента, не брезгуя мелкими уколами. Например, то, что Трамп пригласил на своё выступление родственников жертв насилия в США, вызвало отторжение. А сцена с плачущей вдовой недавно убитого в Йемене американского военнослужащего, которому Трамп уделил в своей речи значительное время, была расценена как лукавство. Телезрители плакали вместе с вдовой, а политики-демократы сочли, что бедную женщину используют как инструмент в интересах президента.
Реакция демократов на конкретные предложения Трампа также была по меньшей мере скептической. Лидер демократического меньшинства в сенате Чак Шумер (Chuck Schumer) заявил: «Между речью президента и действительностью пролегает глубокая пропасть. Он говорит о значении образования и медицинских исследований, и при этом в его проекте госбюджета предусмотрены сокращения финансирования по этим статьям.
Другой видный демократ Берни Сандер считает, что сотрудничество с президентом Трампом у Демократической партии вряд ли получится. Поставив в вину президенту то, что он не упомянул об изменениях климата и социальном неравенстве, Сандерс призвал своих сторонников продолжить провозглашённую им «политическую революцию».
Не менее скептически настроены зарубежные деловые круги.
Наиболее категоричную оценку речи Трампа дал рупор германского крупного капитала газета Handelsblatt: «С известной долей цинизма можно сказать – в Вашингтоне ничего нового. Многие американцы и инвесторы во всем мире ожидали эту речь с напряженным интересом. Но из нее не стали более понятными ответы на важнейшие вопросы.
- Как должна выглядеть американская реформа налогообложения?
- Как Дональд Трамп намерен реформировать систему страхования в здравоохранении?
- Какие инвестиции он планирует направить в инфраструктуру?
- Как могут выглядеть основы реформы в ограничении иммиграции?
- Насколько Трамп намерен защитить американский бизнес от иностранных конкурентов?»
«После часовой речи в конгрессе, - продолжает Handelsblatt, - все эти вопросы остались открытыми. Вместо этого президент Трамп несколько раз повторил положения, которые он высказывал во время избирательной кампании. Республиканцы вскакивали и аплодировали после каждой второй фразы президента, будто это были занятия фитнесом. Однако становится ясно, что у Дональда Трампа нет конкретных решений тех проблем, на которые он замахнулся. Речь его была построена не на фактах, а на эмоциях».
Судя по самой речи и по реакции на неё, американский президент начал освобождаться от эйфории победы и столкнулся с тем, что его способы «сделать Америку снова великой» ещё далеко не отработаны. Не видно продуманного плана действий, не достаёт поддержки общественности. Есть в связи с этим вопросы и к команде Трампа.
Приобретение союзников предполагает достижение общенационального надпартийного консенсуса по проблемам, имеющим для американского общества ключевое значение. Однако пока говорить об этом рано – оппонирующая Трампу сторона не демонстрирует готовности к сотрудничеству. Примирительная тональность первого выступления президента США в конгрессе не принесла ему существенного успеха. Первой фазы отрезвления от эйфории победы оказалось недостаточно.
Следующей фазой станет поиск компромиссов как необходимого условия политического выживания.