2 марта Вооруженные силы Сирийской Арабской Республики при поддержке Воздушно-космических сил России завершили операцию по освобождению древнего оазиса Пальмиры. Об этом президенту России Владимиру Путину доложил министр обороны Сергей Шойгу.
Древний город и центр культуры поздней античности, находящийся под защитой ЮНЕСКО, был захвачен террористами запрещённого в России «Исламского государства» в середине мая 2015 года. В конце марта 2016 года сирийская армия при поддержке российских союзников освободила Пальмиру, но в декабре боевики, воспользовавшиеся сложной ситуацией в районе Алеппо, куда были оттянуты многие боеспособные сирийские части, предприняли попытку реванша.
В последние недели успехи Дамаска в провинции Хомс создали необходимые предпосылки для успешной наступательной операции в Пальмире. Бойцы сирийской армии и отряды союзного ополчения при поддержке своей и российской авиации вытеснили экстремистов из города.
Уходя из Пальмиры, бандиты заминировали дороги и здания. По информации корреспондента РИА Новости, бойцы сирийской армии осматривают развалины древнего города и ищут взрывные устройства. Взрывом полностью разрушена центральная часть сцены амфитеатра; вдоль некоторых развалин и колонн обнаружены кабели.
На въездах в город сирийские военнослужащие возводят оборонительные сооружения. На северных окраинах Пальмиры отряды спецназначения продолжают ликвидировать очаги сопротивления террористов, слышны редкие очереди крупнокалиберных пулеметов и автоматов; работают одиночные снайперы боевиков.
Военные эксперты отмечают эффективную работу ВКС РФ, группы ударных вертолётов, военных советников и подготовленного Россией «5-го легиона». Все эти силы обеспечивали поступательное продвижение частей Сирийской арабской армии и "Хизбаллы" к Пальмире.
Представители ССО России в Сирии
Под оккупацией террористов пока остаётся Дейр-эз-Зор с блокированными там правительственными соединениями и значительные (по преимуществу пустынные) территории Восточной Сирии, но освобождение Пальмиры позволит расширить наступательную операцию правительственных сил Сирии по всей территории страны. Глава делегации официального Дамаска Башар Джаафари на идущих в Женеве консультациях по межсирийскому урегулированию заявил, что контртеррористическая операция продолжится до полного освобождения Сирии от терроризма.
В тот же день министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил о заключении соглашения с Россией о предотвращении столкновений между Сирийской арабской армией и протурецкими боевикам «сирийской свободной армии». Это произошло после столкновения турок и сил официального Дамаска под Эль-Бабом, повлекшего, по имеющимся данным, десятки погибших и раненых с обеих сторон.
Примечательно, что в последний день февраля главарь террористов ИГ Абу Бакр аль-Багдади призвал своих адептов укрыться в горной местности Ирака и Сирии в связи с наступлением на Мосул иракской армии и сил международной коалиции. «Аль-Багдади назвал свою речь прощальной, распространил ее среди проповедников ИГ и объяснил, что происходит с группировкой. Проповедники начали говорить о поражениях, которые терпит группировка в провинции Найнава и других частях Ирака», – сообщил телеканалу Alsumaria местный источник.
Так или иначе, территория, оккупированная «халифатом» в Сирии и Ираке, сокращается. Это можно связать как с эффективной операцией российских ВКС и укреплением сирийской армии, так и с изменениями в подходах к проблемам Ближнего Востока со стороны администрации Д. Трампа.
Впрочем, оценивать возможность координации усилий между Вашингтоном и Дамаском в борьбе с терроризмом преждевременно; уверенности в том, что США к этому готовы, нет, полагает посол РФ в Сирии Александр Кинщак.
По мнению некоторых наблюдателей, внешние спонсоры грандиозного террористического проекта готовы свернуть его деятельность. Однако нельзя исключать, что «чёрные» анклавы ИГ появятся в ближайшее время в других районах мира. Заявление аль-Багдади свидетельствует о том, что террористическая группировка сейчас значительно ослаблена и теряет свои позиции в Ираке и Сирии, но её потенциал сохраняется, полагает советник директора Российского института стратегических исследований арабист Елена Супонина. По мере потери плацдармов в северной Месопотамии террористы могут перенести свою деятельность за пределы этих стран. «А это означает рост террористической угрозы повсюду, включая Европу и страны бывшего СССР», – заявила Супонина интернет-изданию Газета.Ru.
Военное подавление ИГ, скорее всего, является вопросом нескольких месяцев, считает старший научный сотрудник Института востоковедения Борис Долгов. В то же время «партизанская фаза может длиться многие годы. Кроме того, нельзя не учитывать, что сторонники «Исламского государства» есть и в других регионах мира. И в Ливии, и в Египте, и Европе, и в России...».
По материалам СМИ