Разгорающийся скандал в отношениях Турции и Европейского союза наглядно демонстрирует тщетность попыток Брюсселя создать на европейском пространстве работающую модель мультикультурализма. Главное здесь – объективная невозможность совместить две взаимоисключающие задачи: взять под контроль «миграционный кризис», в том числе наладив взаимодействие с мусульманскими, в первую очередь многочисленными турецкими, общинами в странах ЕС, и одновременно противодействовать политике нынешнего руководства Турции во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Предстоящий в апреле в Турции конституционный референдум, призванный ещё больше усилить власть президента, рассматривается сегодня европейскими лидерами как вызов, едва ли не сравнимый по своему значению с Brexit и победой Дональда Трампа на президентских выборах в США. Согласно имеющейся информации, руководство ЕС, проведя консультации с ведущими европейскими странами, и в первую очередь с Германией, уже приняло принципиальное решение не признавать итоги турецкого референдума, что в свою очередь создаст возможность отказать президенту Эрдогану в легитимности.
Неприятие Европой Эрдогана подкрепляется целым рядом факторов:
1. Необходимость продемонстрировать жёсткость в миграционном вопросе в условиях предвыборных кампаний во Франции, Германии и других странах, где правящий класс пытается перехватить инициативу и мобилизовать в свою поддержку правый и крайне правый сегменты внутриполитического спектра;
2. Невозможность отступить от демократических канонов и демократической риторики; применительно к Турции это означает продолжение поддержки антиправительственных сил, впервые заявивших о себе во время протестов 2013 года в Стамбуле;
3. Стремление не допустить укрепления взаимодействия России и Турции как в экономической сфере (газопровод «Турецкий поток», АЭС «Аккую»), так и в военно-политической (Сирия, Ирак);
4. Попытка предложить Анкаре в рамках решения миграционной проблемы (новые переговоры по которой всё равно неизбежны) игру на повышение ставок; при дальнейшем торге с Эрдоганом это позволит дезавуировать ранее согласованные обязательства ЕС по предоставлению Турции безвизового режима и многомиллиардной финансовой помощи.
В Анкаре не считают нынешний кризис в отношениях с Европейским союзом ситуационным или возникшим спонтанно. «Европа проводит некую спланированную политическую операцию, начатую Германией», – пишет турецкое издание Vatan. По мнению этого издания, европейские лидеры стремятся к получению отрицательного результата на референдуме 16 апреля и нанесению тем самым удара по администрации Эрдогана. Однако в этом расчёте есть ошибка: возникший кризис «подпитал и неизбежно будет подпитывать националистические настроения, что побуждает сказать «да» при голосовании в Турции», – делает вывод Vatan.
На сегодняшний день исход турецкого референдума выглядит неопределённо, и здесь голоса турецкой общины в странах - членах ЕС неожиданно могут сыграть решающую роль, учитывая, что, согласно последним опросам, число сторонников и противников президентской модели Конституции Турции примерно одинаково. Соцопросы также не проясняют соотношение сил. Так, две ведущие турецкие социологические службы в начале марта обнародовали прямо противоположные результаты. По данным AKAM, из тех избирателей, кто уже сделал свой выбор, 42,4% намерены поддержать конституционную реформу, а 57,6% - высказаться против. Служба ORC даёт принципиально иную картину: 57,2% «за» проект Эрдогана и 42,8% - «против».
За пределами Турции в настоящее время проживают, по самым скромным оценкам, свыше 5,5 млн турок, при этом в одной Германии проголосовать на предстоящем плебисците смогут 1,4 млн турецких избирателей. За их голоса и развернулась борьба между Берлином и Анкарой.
В то же время в обострении отношений с Турцией ЕС не может заходить дальше определённой черты, поскольку есть объективная необходимость выходить на новые договорённости с Анкарой по беженцам и мигрантам, что вынуждает к компромиссам.
Кроме того, Турция остаётся одним из ведущих торгово-экономических партнёров Евросоюза, например тех же Нидерландов, которые являются наиболее крупным инвестором в Турцию, опережая по этому показателю США.
Полной солидарности по «турецкому вопросу» среди стран - членов ЕС нет. Скандал не стихает, но если Германия, Нидерланды, Австрия и Дания выступили единым фронтом против участия представителей Турции на территории их стран в агитационных кампаниях в поддержку турецкого референдума, то Франция и Швеция заняли более сдержанную, даже нейтральную позицию, ограничившись введением дополнительных мер безопасности на соответствующих встречах и митингах. Хорошо просчитав данную ситуацию, Анкара намерена использовать её в своих интересах. Министерство иностранных дел Турции уже назвало «бессмысленными» призывы Евросоюза занять умеренную позицию в конфликте с Нидерландами. Это надо понимать так, что Эрдоган к конфронтации готов.