Опытная Ангела Меркель нокаутировала Дональда Трампа так, что он даже не сразу всё понял. Ещё на совместной пресс-конференции 16 марта американский президент, уверенный в себе, утверждал, что «европейцы задолжали в совместный бюджет НАТО огромные суммы». При этом он давал понять, что ожидает возвращения этих денег в казну США. В том числе и от Германии, о чём написал в Twitter сразу после встречи с Меркель.
Фрау бундескнцлерин не стала спорить с политиком-бульдозером, а просто согласилась довести военные расходы Германии до 2% ВВП. Насчёт того, что за Германией «числится должок», она с лёгкой улыбкой промолчала. Это дало Трампу повод подумать, что он добился своего, и охарактеризовать встречу с ней как «великолепную». Американца можно понять, ведь на фоне тяжелейшей борьбы, которую ему навязали в США, для него каждый успех за рубежом на вес золота. И вот он, успех! После длительного и напряжённого разговора за закрытыми дверями сильнейший политик Евросоюза канцлер Германии Ангела Меркель вроде бы уступила его требованиям.
Однако радость оказалась преждевременной. Не успела гостья вернуться к себе домой, как выступила министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен и заявила, что американский президент чего-то недопонял.
Никакого долга в американскую казну немцы за собой не знают. «В НАТО нет счёта должников, а уровень национальных расходов на оборону в размере 2% ВВП, на который в середине следующего десятилетия рассчитывают выйти страны - члены альянса, было бы неправильно связывать исключительно с НАТО», - разъяснила фон дер Ляйен. Кроме того, она напомнила «о немалых расходах на гуманитарные и военные операции в рамках ООН и Евросоюза, в том числе по борьбе с терроризмом, которые также несет немецкая сторона».
Выходит, никакого срочного перераспределения немецкого военного бюджета, как подумал Трамп, не будет. Получать «больше средств за обеспечение мощной и весьма дорогостоящей обороны европейских союзников» Соединённым Штатам не светит.
Однако что реально будет с немецким военным бюджетом? В 2017 году Германия увеличит расходы на оборону на 2 млрд. евро — до 37 млрд. евро. Это составит 1,2% ВВП. А доведение этих расходов до 2% ВВП предусматривается только к 2024 году. То есть через 7 лет.
То, что сделала умудрённая опытом «мамочка Меркель», безусловно, является чувствительным ударом по авторитету прямолинейного Трампа. У Германии хорошее экономическом положение, и при жделании она могла бы предложить какой-то вариант увеличения военных расходов для поддержания политики президента США. Однако она этого не сделала, потому что волей-неволей вынуждена взять на себя роль лидера Европы и вступить с Трампом в борьбу по вопросам трансатлантической торговли, политики в отношении беженцев и глобальной экологии. Видимо, будут и другие проблемы. Первый удар Дональд Трамп уже получил, и оказывается, бульдозерная политика с Ангелой Меркель не проходит.
Американские СМИ ликуют: мамочка «умыла» Трампа так, как это делает умелый боксёр с вышедшим на ринг новичком. Тяжелым, но неповоротливым. Тем более что внутриблоковые обязательства в рамках НАТО канцлера Германии ни к чему не принуждают. Из 28 членов НАТО только пять, включая США, платят в бюджет альянса 2 и больше процентов своего ВВП: США - 3,61%, Греция - 2.38%, Великобритания - 2.21%, Эстония - 2.16%, Польша - 2.0%. Остальные не дотягивают. Причём Испания, Словения, Бельгия и Люксембург не платят и 1%.
Так что забегать впереди паровоза у Меркель нет никаких причин, тем более что, сделай она это, её критики в стане оппозиции своего шанса в год выборов в бундестаг не упустят.
А в Америке также не упускают возможности «припечатать» президента: «НАТО работает вовсе не так, – заявляет бывший посол США в Брюсселе Иво Даалдер (Ivo Daalder). - Европейские партнеры не осуществляют финансовые трансакции в США для того, чтобы те их защищали. НАТО – это наши оборонные обязательства».
Всё это сказывается на авторитете Трампа. Как считает глава Совета по международным отношениям Ричард Хаас (Richard Haass), это происходит в силу склонности новой администрации «смотреть поверх голов своих союзников и предлагать им протекционистскую политику».
Результаты визита Меркель в Вашингтон показывают то, что и предсказывали европейские СМИ: канцлер Германии выходит на позицию европейского лидера, который возглавит борьбу европейцев с новым курсом американской администрации.