21 марта в Москве состоялись переговоры президента России Владимира Путина с президентом Республики Южная Осетия Леонидом Тибиловым. Глава признанного Россией в 2008 году государства прибыл в Москву по приглашению российского лидера. «В ходе переговоров, – сообщила перед их началом пресс-служба Кремля, – запланировано обсуждение всего комплекса вопросов развития двусторонних отношений, в первую очередь в экономической сфере. Особое внимание предполагается уделить тематике укрепления безопасности и стабильности в закавказском регионе».
Как заявил ранее журналистам помощник главы российского государства Владислав Сурков, в повестке дня переговоров – также соглашение о порядке вхождения отдельных подразделений Минобороны Южной Осетии в состав Вооруженных сил РФ.
К подготовке данного документа, призванного дополнить двусторонний Договор о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года, стороны шли довольно длительное время. В частности, в Цхинвале звучали голоса беспокойства относительно судьбы Вооружённых сил Южной Осетии. В середине марта президент России распорядился принять предложение правительства и поручил Минобороны подписать документ с югоосетинской стороной. Под вхождением отдельных подразделений в состав ВС РФ в соглашении понимается приём граждан на российскую военную службу по контракту и направление их для прохождения военной службы на российскую военную базу в добровольном порядке. Заключение подобного контракта предполагает увольнение гражданина со службы в ВС Южной Осетии, и дальнейшее прохождение службы осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Кроме того, по словам помощника российского президента, в ходе встречи лидеров должны были обсуждаться запланированное в республике повышение пенсий и зарплат и строительство современного медицинского кластера. Проблема оказания квалифицированной медицинской помощи стоит в республике весьма остро, причём некоторые граждане предпочитают лечиться в Тбилиси. Впрочем, за исключением этого и некоторых других вопросов (демаркации границ и паспортизации граждан, проживающих в Ленингорском районе) «грузинская тема» в риторике общественно-политических сил РЮО представлена слабо. На последние числа марта намечен очередной раунд Женевских дискуссий по вопросам безопасности в Закавказье, в которых участвуют представители Грузии, Южной Осетии, Абхазии, России, США, а также ООН, ОБСЕ и ЕС. В Тбилиси анонсируют также имплементацию Соглашения о торговых коридорах при участии швейцарской компании SGS.
По информации пресс-секретаря главы Южной Осетии Г. Яновской, Тибилов должен был рассказать Путину и о предстоящем 9 апреля референдуме по переименованию республики, в ходе которого граждане выразят отношение к идее равнозначных названий страны – Республика Южная Осетия и Государство Алания. При всём символическом значении этого шага гораздо более значимы для дальнейшего развития небольшого государства (примерно 50 тысяч населения) будут иметь назначенные на тот же день президентские выборы, в которых участвует в том числе Леонид Тибилов. «В целом мы довольны тем, что ситуация в вашей стране стабилизируется, можно сказать – стабилизировалась… Имею в виду, конечно, и важнейшее внутриполитическое событие – выборы Президента в начале апреля. Кстати говоря, желаю Вам удачи. Надеюсь, что всё пройдёт в рамках действующей конституции, при соблюдении законов Южной Осетии и в конечном итоге создаст новые благоприятные условия для развития», – отметил Владимир Путин.
«Изюминкой» предстоящего голосования являются ожидаемые, но не вполне законные попытки выдвижения своей кандидатуры бывшим главой республики Эдуардом Кокойты. Получив отрицательные вердикты Центральной избирательной комиссии и Верховного суда, он пытается привлечь общественное внимание к своей персоне при помощи шумных акций с участием значительного количества людей, постоянно проживающих в Северной Осетии. Несколько дней назад правоохранительные органы РЮО выступили с предостережением сторонникам Кокойты о недопустимости дальнейшего нагнетания напряжённости. «Выдвигая неправомерные и неправомочные оценки и необоснованные обвинения в отношении других кандидатов и органов государственной власти, они ставят целью подрыв с трудом достигнутой за последние пять лет консолидации нашего общества», – отмечается в заявлении.
Не следует забывать, что предыдущие президентские выборы в Южной Осетии в 2011 году сопровождались чередой скандалов, отменой первоначальных итогов голосования, затяжным противостоянием, повлекшим необходимость проведения выборной процедуры повторно. События пятилетней давности, когда, по словам заместителя главы администрации президента РЮО В. Гобозова, «общество находилось буквально на грани гражданской войны», оставили очень неприятный след, и их повторения в той или иной форме необходимо избежать.
Тема вхождения Республики Южная Осетия в состав России, достаточно широко обсуждавшаяся в последние годы (особенно после «крымского прецедента»), на фоне попыток провоцирования нестабильности, скорее всего, останется за кадром. В минувшем феврале Леонид Тибилов сказал, что вопрос о возможности вхождения Южной Осетии в состав России отложен на период после президентских выборов. «Время для работы с нашими коллегами из России есть, в Москве с нашими идеями знакомы. Все жители Южной Осетии настроены сближаться с Россией. Уже сегодня можно сказать, что мы находимся с РФ в едином экономическом, политическом и информационном пространстве», – сказал Тибилов в интервью агентству ТАСС, подчеркнув, что республика не должна создавать какие-либо трудности для российской стороны.
Впрочем, опасения по поводу возможного обострения отношений с Западом не мешают реализации текущих программ. 10 марта российское правительство внесло на ратификацию в Госдуму соглашение между Россией и Южной Осетией о пенсионном обеспечении граждан РФ, постоянно проживающих в Южной Осетии, подписанное 25 ноября 2016 года в Москве. Согласно этому документу, установление и выплата страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Южной Осетии (кроме граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории РФ) производятся в порядке и на условиях, определенных законодательством России. И это – лишь часть оказываемого Россией масштабного финансового и социально-экономического содействия развитию молодого государства на южных отрогах Кавказского хребта.
Всего в период с 2008 по 2014 год общий объём российской финансовой помощи Южной Осетии составил более 43 миллиардов рублей. В 2015 году на соответствующие цели было выделено 6,6 миллиарда рублей, в 2016 году – 8,2 млрд рублей. Согласно Инвестиционной программе, более 9 миллиардов рублей будут направлены на реализацию 36 проектов по строительству жилья, объектов жилищно-коммунального хозяйства, культуры и образования, транспорта, здравоохранения, газификации высокогорных районов и т. д.
В Южной Осетии рассчитывают, что ликвидация последствий грузинской агрессии завершится к концу 2017 года, после чего республика сосредоточится на экономическом развитии, сообщил Леонид Тибилов. За последние годы Цхинвал заметно преобразился к лучшему, уменьшилось количество скандалов, связанных с нецелевым использованием выделяемых Россией средств. Дальнейшее укрепление двусторонних связей с Россией будет означать улучшение жизни людей и постепенное решение таких болезненных для Южной Осетии вопросов, как безработица, отток населения, трудности воссоздания и развития экономической инфраструктуры.
По материалам СМИ, фото: kremlin.ru