Турция готовится к новым операциям в Сирии, заявил вчера Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на митинге в Трабзоне. «С зачисткой города Эль-Баб от террористов завершился первый этап операции „Щит Евфрата“. Но операции продолжатся, мы не остановимся. Мы готовимся занять другие высоты в регионе, где сидят террористы», – сказал Эрдоган.
По словам турецкого президента, ведущего активную агитационную кампанию перед предстоящим 16 апреля конституционным референдумом, у турецких властей «есть очень интересные сюрпризы для всех террористических групп, включая Курдскую рабочую партию, курдские Отряды народной самообороны, ИГ, а также – для гюленистов. С Божьей помощью, ближайшие месяцы станут зимой смерти для террористов, в то время как для нас это будет весна турецкой нации».
В первых числах апреля Генштаб Вооружённых сил Турции заявил, что будет противодействовать созданию в Сирии новых территориальных образований: «В контексте защиты нашей национальной безопасности будем продолжать препятствовать созданию [в Сирии] любых нежелательных территориальных образований. Продолжится работа по обеспечению стабильности и безопасности в регионы, чтобы дать возможность сирийским братьям вернуться в свои дома».
В унисон с этими выступлениями турецких официальных лиц прозвучало заявление одного из предводителей боевиков «сирийской свободной армии» (ССА), члена делегации просаудовского Высшего комитета по переговорам (ВКП) в Женеве Ахмеда Усмана о том, что отряды ССА и турецкие войсковые подразделения в ближайшие недели планируют начать на севере Сирии новую операцию. Хотя целью объявляется противодействие запрещённой в России террористической организации «Исламское государство», новая операция может привести к столкновениям с сирийской правительственной армией, поддерживаемой Москвой, и с курдскими отрядами, пользующимися поддержкой Вашингтона (при этом россияне проводят гуманитарные акции в курдских кантонах Манбидж и Африн).
Взаимодействие с сирийскими курдами их зарубежных партнёров вызывает нескрываемое раздражение Совета национальной безопасности Турции: «Использование в Сирии и в Ираке против террористической организации ДАИШ элементов террористических организаций РПК/ПДС-ОНС не только не принесет мир и безопасность в регион, но, напротив, в среднесрочной и отдаленной перспективе послужит причиной возникновения новых проблем… Поддержка со стороны наших союзников деньгами, оружием, военной амуницией групп, объявленных Турцией террористическими… повредит нашим дружеским отношениям».
Это заявление было сделано до визита в Анкару госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Российско-турецкое взаимодействие, несмотря на возобновившийся диалог (в том числе и на высшем уровне), также не свободно от проблем. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович не исключает введения ограничений на поставки товаров из Турции в ответ на то, что 15 марта Турция исключила Россию из числа стран, которые могут поставлять пшеницу без пошлины. Пошлинами также были обложены поставки из России кукурузы, риса, подсолнечного шрота и бобовых.
Тем временем, согласно неподтверждённым сообщениям некоторых региональных изданий, американские спецслужбы совместно с Турцией уговаривают группы «умеренной» оппозиции объединиться и выступить единым фронтом против боевиков «Хайят Тахрир аль-Шам» (переименованная «Джебхат ан-Нусра»). После поездки госсекретаря США в Анкару ЦРУ якобы начало работу над созданием единого центра «умеренных» с прицелом на объединение 30−35 тысяч боевиков на севере Сирии, которые должны будут бороться против правительственной армии и её союзников в провинциях Идлиб и частично Латакия. Предположительно, боевикам протурецких группировок, большинство которых участвовали в операции «Щит Евфрата», предложено возобновление денежных выплат и поставок вооружений.
По данным источников телеканала Al Jazeera, в настоящее время обсуждается возможность передачи формируемого в Идлибе альянса в оперативное управление «Командного пункта северного фронта», расположенного в южной Турции (оперативный штаб турецкой разведки MIT и ЦРУ в провинции Газиантеп). Ранее эмиссары Лэнгли отговаривали боевиков от участия в переговорах в Астане, одним из гарантов которых является и Турция.
Вроде бы нелогично, однако интерес Анкары в этой потенциально опасной игрe просматривается. Операция под благовидным предлогом борьбы с переименованной «Джебхат ан-Нусрой» позволит Турции расширить зону своего контроля в Сирии едва ли не вдвое, распространив её на часть провинции Идлиб. Вероятность продолжения после референдума 16 апреля турецкой экспансии на сирийской территории при поддержке влиятельных сил в США и прочих «друзей Сирии» сохраняется.
В Дамаске считают как планы Анкары начать новую операцию в Сирии, так и нахождение турецких войск на территории страны, вопиющей агрессией против её суверенитета.
По материалам СМИ