Накануне очередной ежегодной встречи министров иностранных дел G7, которая проходит 10-11 апреля в Риме, лидеры немецких социал-демократов публично выступили с предостережением относительно возможных последствий нагнетания напряжённости в Сирии. Впрочем, звучали эти предостережения довольно двусмысленно.
В статье, которую 9 апреля поместила газета Welt, кандидат на пост немецкого канцлера от социал-демократической партии Мартин Шульц высказал обеспокоенность угрозой прямой военной конфронтации между США и Россией из-за Сирии, и в том же духе высказался министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. Он заявил центральному телеканалу, что повторение ударов 7 апреля угрожает «в итоге привести к конфликту, который затронет не только Сирию… Речь идёт… и об Иране, Саудовской Аравии, о соседних странах». При этом глава внешнеполитического ведомства Германии назвал нанесение удара по сирийской военной базе приемлемым, а Шульц счёл американский ракетный удар по Сирии «адекватной реакцией» на химическую атаку, которую Запад бездоказательно инкриминирует сирийским властям. Сошлись два политика и в том, что раскритиковали ООН за неспособность разрешить кризис, а Шульц ещё и назвал международное право, запрещающее применение химического оружия, «беззубым».
Вся эта риторика выводит за скобки вопрос о том, какая сторона применила химическое оружие. Известно, что Германия принимала участие в уничтожении, согласно международным договорённостям, имевшихся у сирийской армии запасов химического оружия, поэтому Габриэль и заявил, что по итогам разговора со своим российским коллегой рассчитывает на сотрудничество с Россией в выяснении обстоятельств трагедии в Идлибе.
В реакции лидеров немецких социал-демократов на агрессию США против Сирии обращают на себя внимание два обстоятельства.
Во-первых, исходной точкой новой фазы драматического международного кризиса вокруг Сирии называется инцидент с химическими ОВ в сирийской провинции Идлиб, тогда как на самом деле спусковым крючком кризиса стало превращение этого инцидента в повод для нанесения американского ракетного удара по Сирии. Во-вторых, обеспокоенность социал-демократов парадоксально сочетается с выводом о том, что нужно использовать момент и побудить Россию к отказу от поддержки Асада. Это как раз то, с чем американский госсекретарь Рекс Тиллерсон прибывает в Москву и что Зигмар Габриэль называет теперь «ключевым условием» дипломатического разрешения конфликта.
То есть в данном случае (как, впрочем, почти всегда) немецкая дипломатия идёт на поводу у Вашингтона, где новая администрация совершила крутой разворот на 180 градусов и снова, как при Обаме, рассматривает отстранение Башара Асада от власти в качестве одного из приоритетов американской политики в Сирии. Тех, кто вынашивает подобные планы, надеясь при этом найти «понимание» в Москве, нисколько не смущает проблема, которую многие на Западе хорошо видят и на которую указывает, в частности, швейцарская Neue Züricher Zeitung: «Если режим Асада назавтра будет сметен, Западу придётся иметь дело с раздираемой внутренними раздорами политической и военной оппозицией, в которой сегодня задают тон экстремистские силы».
Больше того. Пока социал-демократы, не теряющие надежды на сентябрьских выборах провести своего кандидата Мартина Шульца в канцлеры, делают вид, что могут в чём-то дистанцироваться от последних действий США в Сирии, другие немецкие политики фактически толкают Трампа под руку. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен беззаботно рассуждает о том, что американский удар по сирийской авиабазе – очень удачный ход, «предупредительный удар» одновременно по Сирии и… Китаю (!). Отмечая, что отдачу приказа о нанесении удара по Сирии американский президент приурочил к визиту в США председателя КНР Си Цзиньпина, фон дер Ляйен полагает, что тем самым Белый дом дал понять китайцам: США не остановятся перед тем, чтобы преподнести аналогичный «урок» Северной Корее.
Что касается двухдневной встречи министров иностранных дел G7, которая проходит сейчас в итальянской Лукке, то её организаторы не скрывают основной задачи, ради которой они собрались: это выработка Западом единой линии противодействия России в Сирии. Итальянский министр иностранных дел Анджелино Альфано в последнюю минуту сообщил, что к специальному заседанию по сирийскому вопросу, которое намечено на 11 апреля, приглашены министры иностранных дел Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара.