Иран: если США не остановить, нападение на Сирию станет только началом

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Новый замысел администрации США в Сирии во многом базируется на предложениях израильского руководства: снизить уровень возросшего влияния России на Ближнем Востоке, поссорить Москву и Тегеран, выдавить Иран и отряды ливанской партии «Хезболла» из Сирии, оставить российские ВКС без воюющих на земле союзников, отбросить армию Асада на грань военного поражения. 

Нет сомнений, что санкционированные Трампом ракетные удары по сирийскому военному аэродрому являются частью этих планов. Однако вбить клин в добрые отношения Москвы и Тегерана не получилось. Россия и Иран демонстрируют небывалое взаимопонимание на высшем военном уровне. 

8 апреля состоялся телефонный разговор начальников генеральных штабов вооружённых сил двух стран дивизионного генерала Мохаммада Хосейна Багери и генерала армии Валерия Герасимова. В этот же день обменялись мнениями по последним событиям в Сирии секретари Советов Безопасности Ирана и России Али Шамхани и Николай Патрушев. Расхождений в оценках происходящего нет: удар США - очевидный и заранее спланированный акт агрессии. Ясны и цели Вашингтона: замедлить наступление сирийской армии и укрепить морально состояние террористов и их покровителей. 

Что касается инцидента с химическим оружием, то обе стороны выразили поддержку предложению Дамаска о проведении на месте, в Хан-Шейхуне, независимого расследования этого происшествия. При этом, как считает президент Роухани, «миссия по установлению фактов не должна включать корыстных людей, и США не должны руководить ей». Справедливое замечание, вполне соответствующее российской позиции. 

Напомним, что в Заявлении МИД России в связи с вооружённой акцией США в Сирии (7 апреля 2017 г.) также выражено недоверие к обоснованию вооруженной акции Вашингтона. В документе прямо сказано о том, что США извратили произошедшее, а американская сторона не может не понимать, что сирийские правительственные войска не применяли химическое оружие, которого «у Дамаска попросту нет, что неоднократно подтверждалось квалифицированными специалистами». Иран также настаивает на непричастности Дамаска к инциденту с применением химоружия.

Солидарны с Москвой иранцы и в том, что в окружении президента США лишь делают вид, что не понимают очевидных вещей. Глава МИД ИРИ Джавад Зариф напоминает: «Раньше ООН обезоружила Сирию, но не обезоружила террористов… У сирийцев никогда не было газа зарин, то есть у сирийского правительства вообще нет химического оружия». Полное согласие сторон есть и в оценках опасности игнорирования американским руководством фактов наличия у террористов и применения ими химического оружия не только в Сирии, но и в Ираке. В связи с этим президент Роухани в своём выступлении напрямую обратился к американскому коллеге Трампу: «Если вы были честны в своих намерениях бороться с террористами, почему вы атаковали сирийскую армию?»

Таким образом, в реакции иранского руководства на ракетные удары США по Сирии можно выделить два основных аспекта: стремление не допустить продолжения Вашингтоном вооружённой агрессии и не позволить сирийской оппозиции перейти к активным боевым действиям против правительства Асада. Обе эти задачи Тегеран рассчитывает решать во взаимодействии с Россией.

Остановить Америку, как полагают в руководстве Исламской Республики, должна жёсткая позиция Москвы и совместные усилия двух стран с целью достижения международного осуждения односторонних действий США. К этому призывают все иранские руководители, выступившие с призывами о проведении расследования обстоятельств применения химического оружия, ставшего поводом для принятия решения президентом Трампом о нанесении ракетных ударов.

«Американцы думают, что являются одновременно мировым полицейским и судьей», – заявил Хасан Роухани. Поставив вопрос о том, под каким юридическим предлогом была осуществлена военная агрессия США против суверенного государства, иранский президент категорически отверг наличие химического оружия у Дамаска и подчеркнул, что Вашингтон «вопиющим образом нарушает нормы международного права». Если США не остановить, «нападение на Сирию станет только началом», предупреждает спикер иранского парламента Али Лариджани.

При этом в Иране признают, что взаимодействие России и США в урегулировании сирийского кризиса приобрело важное значение. По мнению иранской стороны, Москве и Вашингтону необходимо достигнуть соглашения, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию кризиса. Более того, руководство Ирана не проявляет заинтересованности в росте напряжённости в отношениях Москвы и Вашингтона, считая, что это лишь вредит безопасности Ближнего Востока. В Тегеране исходят из того, что у сирийского кризиса нет иного решения кроме как на путях политического диалога, в котором Кремлю и Белому дому отводится первостепенная роль. При этом оставаться в стороне от российско-американского переговорного процесса по Сирии иранцы не желают. 

Правда, сегодня риск «остаться в стороне» незначителен, так как у Тегерана сохраняются прямые и устойчивые отношения с сирийским президентом. России при сохранении курса на поддержку Башара Асада сотрудничество с Ираном необходимо, это понимают и в Москве, и в Тегеране. 9 апреля президент Роухани в телефонном разговоре с президентом Асадом подтвердил, что Иран «будет поддерживать сирийский народ в борьбе с терроризмом и сохранении территориальной целостности Сирии». При этом он особо отметил, что дальнейшая координация действий между Ираном, Сирией и Россией даст положительный эффект в борьбе с терроризмом. 

Отметим, что у Дамаска выбор союзников весьма органичен, а на Ближнем Востоке, пожалуй, сегодня лишь союз с Ираном можно считать прочным. С приходом в Белый дом новой администрации это стало ещё более очевидным. Сближение с Саудовской Аравией считается одной из главных внешнеполитических новаций президентства Дональда Трампа. Саудовский король поздравил Трампа с нанесением ракетного удара по Сирии. Их телефонный разговор состоялся 7 апреля, в день атаки на сирийский аэродром, при этом король Салман особо отметил «мужественное решение» американского лидера нанести ракетный удар «в свете неспособности международного сообщества остановить Асада». Эр-Рияд остаётся одним из самых ярых противников Дамаска, поддерживая суннитские вооружённые группировки, борющиеся за свержение Асада, и при этом ведёт борьбу с Ираном за доминирование в регионе. 

Военные действия, начатые Соединёнными Штатами в Сирии, сделают политический процесс урегулирования сирийского конфликта ещё более чувствительным к саботажу и ещё более неопределённым. Нельзя исключать, что американская администрация попытается в очередной раз склонить Кремль к отходу от сотрудничества с Тегераном. Однако, как показывают последние события, разорвать связи между Россией и Ираном у американцев не получается.

Статьи по теме