Хотелось бы избежать пафоса. Впрочем, когда говоришь о высоком, «пафос» мерещится тем, кто высокому не причастен. А в сущности это разговор о жизни. Нашей нынешней, земной. И вечной.
Те, кто бывал в Киеве давно, кто любит наш город, но в силу личных, политических или геополитических обстоятельств не может у нас побывать и скорбит об этом, с тревогой спрашивают: ну, как вы там живёте? Отвечаем, дорогие. Мы ждём Воскресения Христова.
Но у вас же радикалы бесчинствуют, люди обнищали, средства массовой информации лгут безбожно.
Да, всё так. И насколько это тяжело, и сколько ещё есть того, чего вы, наши друзья, пока не знаете, пожалуй, не расскажешь. Но не это составляет сегодня нашу главную заботу. А что? Повторюсь: мы ждём Воскресения Христова.
Конечно, я говорю о тех киевлянах, кто живёт правдой Евангелия. Благой вестью о грядущем Царстве Христа. Царстве, которое открылось нам, благодаря нашему Спасителю. Это Он принёс Себя в жертву за нас на Кресте, став Пасхальным Агнцем, взявшим на Себя грехи мира, и Своим Воскресением, в Пасхе Новозаветной, дал нам надежду на Воскресение с Ним в Его Царстве. И в этом – то, вечное, что выше безумия радикалов и грызни политиков. Радикалы и политики временны и тленны. Пасха Христова вечна.
Сказанное касается всей Церкви на Украине, всех верующих. И мой родной киевский приход, и наш храм – не исключение.
…Сейчас храм полон утром и вечером. Великая Суббота. Лица людей сосредоточенные, немного усталые. Позади Великий пост и почти вся Страстная седмица. На Страстной мы шли рядом с Господом. Великая Среда. Иуда и первосвященники предали Господа. Предали от зависти, страха и ненависти. И нас, Господи, Ты знаешь, тоже предают. И нас, православных христиан Украины, сегодня многие ненавидят.
…Великий Четверг. Господь создал Свою Церковь. Причастил апостолов. Умыл им ноги, дав навсегда Свой главный закон – закон любви. И мы вздыхаем, идя к Чаше: «Господи научи нас любить». Любить каждого. Конечно, это трудно. Но иначе нельзя. Не научимся любить – не войдём в Твоё Царство. Ведь там – только любящие. Великая Пятница. Господа распяли. Мы плачем у Креста с Богородицей, святыми жёнами и апостолом Иоанном. Великая Суббота. Господь сходит во ад. Освобождает его узников, сокрушает его силу. И даёт надежду, что, взывая о помощи к Нему, исполняя Его заповеди, избегнем ада. А дальше… Воскресение. Пасха.
На нашем приходе я уже восемнадцать лет. Вижу много новых лиц. Многих не знаю. Вот рядом со мной Андрей. Ему лет тридцать пять. Он вернулся из АТО, где был врачом. Когда я впервые увидел его, вернувшегося, не сразу узнал. Тяжёлый взгляд, глаза прячет, улыбка недобрая. Сейчас вижу его на каждой службе. Он молится. Лицо, кажется, светлеет. Вот матушка Татьяна. Ей за восемьдесят. Согбенная и всегда весёлая. С неизменными конфетами для детей. Обычно мы говорим с ней по-украински. Почему-то всегда хочется её обнять. Однажды по дороге из храма рассказал ей об одной домашней тревоге. Она засмеялась тоненьким голоском: «Так Господь же всэ бачить! Поможе!» Думаю, сердцем она видит Господа. И потому не сомневается в Его милосердии.
А вот Анна с сыном. Они переехали в Киев из Чернигова. Сыну лет двадцать. Программист. Он часто выходит в стихаре пономаря. А вот наши мужчины. Мужи. Пётр Николаевич, хирург (у нас много врачей). Анатолий, он художник. Где-то недалеко его взрослая дочь и внучки-близнецы. Вот Сергей Фёдорович. Он тренер, известный чемпион по единоборствам. А вот Оксана – студентка Политехнического университета. Студентов тоже у нас немало. Ну и, конечно, женщины. Сёстры наши. Жёны. Все мы медленно идём к Чаше Христовой. Совершается Евхаристия. Ещё пять или десять шагов, и, как тогда, две тысячи лет назад, Христос даст нам причаститься Своего Тела и Крови. Теперь мы видим только Чашу. Как некогда в пустыне народ израильский, избавляясь от укусов ядовитых змей, взирал на поднимаемого Моисеем медного змея и получал жизнь. Жизнь земную. В Чаше Христовой – жизнь вечная. А если так, чего нам бояться? Ещё минута, и мы с Воскресшим Господом.
Помню, когда-то читал записки одного православного узника ГУЛАГа. Он вспоминал, как ночью пробирался в соседний барак, где заключённые-епископы тайно совершали Литургию. На вышке – вооружённый охранник. Если заметит, стреляет сразу на поражение. Ну а если не заметит? Тогда Бог будет во мне, а с Христом уже ничего не страшно.
Нечто похожее и у нас, киевлян. Мы тоже в плену. Получившие власть над нами ненавидят нас. Мир, который они выстраивают, чужд нам. В нём господствуют злоба, ложь и разделение людей. И нет в нём любви. Но ведь прежде нас мир возненавидел и отверг Господа. И Он предупредил нас: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Но дал и надежду: «Мужайтесь: Я победил мир».
Так, Господи. Мужаемся, в Тебе наше упование.
Первым нашим настоятелем был отец Александр. Русский филолог, учитель, киевский интеллигент в лучшем смысле этого слова. Он заложил основы нашего прихода. Он научил нас правильной вере. Он крестил моего сына.
До принятия сана отец Александр работал в школе, где учился Олесь Бузина. И школа эта недалеко, и дом Олеся рядом. И то место, где подонки убили его. Всё у нас в Киеве переплетено. 16 апреля, в Пасхальное воскресенье, исполняется ровно два года после смерти Олеся. Его убили на Пасху, 16 апреля 2015 года, на Светлой седмице. Это великий дар от Бога – бороться за правду и пролить за неё кровь в дни Воскресения Христова. Думаю, Господь даровал ему такую славную мученическую смерть за борьбу с ложью. И мы верим, что Олесь (Александр в Крещении) принят Господом в Его Царство. Ведь говорит Он в Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Олесь жаждал.
Мы знаем, его убийцы выпущены на свободу. Знаем, что есть невидимые убийцы, заказавшие его смерть. Как некогда первосвященники, заплатившие Иуде. Возможно, мы не узнаем их имена здесь, на земле, но воскресение ждёт их тоже. По неверию своему они думают, что всё закончится для них «сном без сновидений». И ошибаются страшно. Когда мы все предстанем перед Господом в воскресении, мы узнаем этих преступников. И они увидят маму Олеся, его жену и дочь. Что скажут убийцы? Что скажут, воскреснув, те, кто сегодня на Украине наживается на войне, кто лишает стариков куска хлеба и лекарств, кто натравливает друг на друга народы, ещё недавно считавшие себя братьям? Тяжела будет их участь.
Однако нет у нас к ним ненависти. И страха перед ними тоже нет.
Предстоятель Украинской православной Церкви, Блаженнейший митрополит Онуфрий являет нам пример христианского отношения к жизни. Он всегда бодр, смотрит с улыбкой. Наверное, потому, что Царство Небесное открыто его взору постоянно. А там Пасха Христова совершается вечно.
Так что при любых, даже самых тяжких обстоятельствах ради этого Царства мы будем, как сейчас, собираться вокруг Чаши. И Воскресший Христос, как и обещал, будет с нами до скончания века. Мы верим только Ему.
Словом, друзья наши, беспокоящиеся о нас, узнайте главное о настоящих киевлянах: у нас есть защитники. Это Христос, Его Пречистая Мать, святые нашей земли. Антоний, Феодосий, Илья, Агапит и другие чудотворцы Печерские. Иона Киевский, Парфений Голосеевский, равноапостольные Владимир и Ольга. Верим, что их молитвами к Богу, к которым присоединится наша молитва, Киев придёт в сознание, вспомнит о своём великом имени матери городов русских, а киевляне, пройдя сквозь испытания, очистят души от навязанной им лжи.
Всё переменится. Потому что глава нашей Церкви Христос любит нас и слышит нас. А потому этим весенним днём, когда у нас, как прежде, цветут деревья, с верой и надеждой говорим вам, братие, из Киева: Христос Воскресе!