Предпасхальные политические будни в Средней Азии выделялись двумя важными событиями – заседанием Высшего совета Евразийского экономического союза и неформальной встречей глав государств - членов ОДКБ. Им предшествовало интервью президента России Владимира Путина межгосударственной телерадиокомпании «Мир». В этом интервью главными целями, отвечающими интересам государств - членов ЕАЭС и ОДКБ, Путин назвал сохранение политической и экономической стабильности и обеспечение безопасности, а главными проблемами – углубление интеграции, противостояние терроризму и экстремизму, охрану границ, регулирование трудовой миграции.
С момента последней крупной встречи региональных лидеров прошло не так много времени, но это время было наполнено тревожными событиями: ростом напряжённости в отношениях Москвы и Киева, попытками революционной «раскачки» России, Белоруссии и Киргизии, взрывом с «киргизским привкусом» в Санкт-Петербурге, стартом «латинизации» Казахстана. Обозначились сложности и в структурах ЕАЭС.
Что касается ОДКБ, то формально встреча, прошедшая в Бишкеке, была посвящена 25-летию подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летию начала деятельности самой организации. Обсуждались и проблемы повышения эффективности КСОР – Коллективных сил оперативного реагирования Центрально-Азиатского региона (в состав Коллективных сил входят три батальона от России, два от Казахстана, по одному от Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана).
Примечателен фон, на котором проходила встреча глав государств ОДКБ: в Ташкенте закрыт офис Североатлантического альянса (руководитель Центральноазиатского бюро НАТО Розария Пульизи заявила, правда, журналистам, что «причина закрытия офиса в Ташкенте – не политическая»); Киргизия и Узбекистан отказались от взаимных территориальных претензий, согласовав почти тысячу километров границы; продолжена модернизация 201-й российской военной базы в Таджикистане.
По линии ОДКБ встреча носила рабочий характер, в ней не было никакой излишней сенсационности; в этом смысле новости с заседания Высшего совета Евразийского экономического союза имели более резонансное звучание. Единодушную поддержку членов Высшего совета получила просьба молдавского президента Игоря Додона о предоставлении Молдове статуса страны - наблюдателя при ЕАЭС; намечены дальнейшие шаги по сближению ЕАЭС с Ираном; состоялось «возвращение» на заседания Высшего совета Александра Лукашенко.
Лидеры стран Евразийского экономического союза подписали 11 документов, в которых утверждены основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов на 2017-2018 годы. Статус Молдовы как страны - наблюдателя при ЕАЭС вызвал дискуссию; важно, чтобы новый статус не привёл к таким политическим осложнениям в самой Молдове, которые могли бы быть использованы по линии противодействия ЕАЭС, и в частности России.
Перспективы сотрудничества ЕАЭС с Ираном также вызвали замечания, обсуждение конкретных вопросов продлено до лета. Главная проблема – создание зоны свободной торговли с Ираном по разным группам товаров, что не должно нанести урона странам - членам ЕАЭС (к примеру, сельскому хозяйству, продукция которого в Иране качественнее и дешевле).
Решено также передать на наднациональный уровень ЕАЭС определение условий деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) и правил происхождения товаров через границу, что последнее время особенно беспокоит Казахстан и Беларусь. Белорусский президент, подписавший всё же Таможенный кодекс ЕАЭС, выступал на заседании Высшего совета в Бишкеке с позиций твёрдого сторонника экономического евразийства. Договорённости о российских субсидиях Республике Беларусь (эти субсидии предоставляются по линии поставок белорусам беспошлинной нефти, а также природного газа по сниженной цене) были достигнуты ранее, в ходе встречи российского и белорусского президентов 3 апреля.
Явное удовлетворение от членства в ЕАЭС испытывает Армения, у которой заметно увеличились объёмы торговли. Удовлетворены и в Казахстане – как согласием российской стороны использовать космодром Восточный без ущерба для Байконура, так и улучшением торгово-таможенных отношений с Киргизией.
Довольным выглядел Алмазбек Атамбаев, которого особенно волнуют проблемы миграционной политики. По сути, создаётся «общий рынок рабочей силы», при этом прорабатывается концепция пенсионного обеспечения Россией (!) трудовых эмигрантов и отказ от депортации из РФ киргизских мигрантов за «незначительные преступления».
Внесены изменения в регламент работы действующего органа Евразийского экономического союза – Евразийской экономической комиссии, что должно укрепить хозяйственные связи государств - членов ЕАЭС. Подводя итоги, президент России отметил: «Можно с полной уверенностью сказать, что наш общий рынок сработал в качестве своеобразной подушки безопасности, несмотря на определенные издержки, связанные с внешней конъюнктурой, которая сложилась неблагоприятно… А национальные экономики смогли адаптироваться к новым реалиям…»
Встреча глав ОДКБ проходила за закрытыми дверями, но известно, что главной темой обсуждения был Афганистан – проблемы безопасности там в последнее время вновь осложнились. Не исключено, что по итогам встречи в Бишкеке последуют практические действия ОДКБ на «афганском направлении»: как сообщалось 16 апреля, власти Афганистана официально обратились к России с просьбой помочь в снабжении, обслуживании и обучении армии и полиции.
Помимо «афганского вопроса» в Бишкеке были также рассмотрены проблемы противостояния терроризму и распространению экстремизма, а публичным практическим итогом встречи стало назначение генеральным секретарем ОДКБ генерал-полковника Юрия Хачатурова (Армения), единогласно поддержанное президентами государств - членов организации.