О свободе представителей нетрадиционной сексуальной ориентации в Германии существуют упрощённые представления. На ментальность немецкого общества наложил неизгладимую печать известный «Параграф 175», принятый « отцом нации» Отто фон Бисмарком в 1871 году и поставивший вне закона половые связи между лицами мужского пола. Этот «параграф» оставался в силе почти сто лет, в его духе воспитано несколько поколений немцев. Более того, в 1945 году Конституционный суд ФРГ постановил, что однополые контакты нарушают традиционные законы, а «175-й параграф» не носит в себе национал-социалистического начала и может быть полностью перенят новой демократической Германией.
В результате по «175-му параграфу» в ФРГ были осуждены более 50 тысяч мужчин и ещё более 100 тысяч мужчин подвергались судебным преследованиям.
Лишь в 1969 году в Германии отменили уголовные наказания за добровольные гомосексуальные контакты для лиц, достигших 21-летнего возраста. В 1973 году этот возраст был понижен до 18 лет. Однако и после декриминализации гомосексуальных отношений в полиции продолжали составляться так называемые «Розовые списки гомосексуалистов» (Rosa Liste). На всякий случай. Бундестаг объединённой Германии полностью отменил «175-й параграф» лишь в июне 1994 года.
Началом современного ЛГБТ-движения в Германии считается премьера на XXI Берлинском кинофестивале в 1971 году фильма режиссёра Розы фон Праунхайм «Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт» (1970). Под влиянием этого фильма в 1971 г. в Западном Берлине была создана первая в стране правозащитная ЛГБТ-организация Homosexuelle Aktion Westberlin, затем появились многочисленные организации в других городах. В 1972 году в Мюнстере произошли первые в истории Германии демонстрации в защиту прав ЛГБТ.
Затем на почве борьбы с дискриминацией на рабочем месте в Германии стали возникать различные профсоюзы и некоммерческие объединения гомосексуальных сотрудников разных категорий, например сотрудников полиции, военных, школьных учителей, врачей и так далее.
Однако полагать, что ЛГБТ-сообщество не имеет в Германии проблем, было бы не верно. Пока гомосексуализм остаётся здесь уделом маргинальных социальных групп, иностранных диаспор, богемы и студенческой молодёжи, но с трудом легализуется в привилегированных социальных слоях. Несколько примеров нетрадиционной сексуальной ориентации высокопоставленных политиков – скорее исключение, подтверждающее правило. По крайней мере, в правлениях основных политических партий такое не приветствуется.
С этой точки зрения стоит посмотреть и на выдвижение кандидатом на пост бундесканцлера от партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) лесбиянки Алисы Вайдель.
Может ли лесбиянка быть федеральным канцлером Германии? Задайте такой вопрос добропорядочному немцу, и вы получите отрицательный ответ – такое не вписывается в привычные представления о руководителе страны. Глава немецкого правительства, если это женщина, не должна жить в «браке» с женщиной и воспитывать ребёнка без отца. Почему нет? Потому что нет. Это представление, уходящее корнями в библейские времена, впитано немцем с молоком матери.
Значит ли это, однако, что средний немец не будет голосовать за Алису Вайдель?
На этот вопрос может дать ответ только автор разворачивающейся интриги 76-летний вице-председатель АдГ Александр Гауланд, сделавший ставку на 38-летнюю Алису Вайдель, в паре с которой он идёт на выборы.
Александр Гауланд – один из долгожителей немецкой политики, ранее подвизавшийся на второстепенных должностях в ХДС и получивший там большой опыт закулисных махинаций. Он выдвинулся в политике только после того, как перебежал в 2013 году в зарождавшуюся «Альтернативу для Германии» и стал её вице-председателем. Его девиз – понимать настроения избирателя и пользоваться ими. Судя по всему, Гауланд, действительно, умеет понимать настроения избирателей, так как благодаря ему АдГ сумела выбрать те политические регистры, которые заставили обратить на неё внимание довольно большого количества немецких граждан. АдГ ракетой пошла вверх и в некоторых федеральных землях приблизилась к ведущим партиям.
Видимо, этот же нюх подсказал Гауланду, что делать ставку на прежнюю афишу партии – Фрауке Петри больше нельзя: её обточили шлифовальные камни политической критики, она стала стыдиться некоторых партийных лозунгов и призывать партнёров стать буржуазной (порядочной) партией. Она даже стала предлагать удалить из пропаганды АдГ элементы расистских, антисемитских и националистических взглядов.
Гауланд был по-своему прав, полагая, что, если АдГ это сделает, она растворится в буржуазном блоке ХДС/ХСС, потеряв ореол радикальности. «Порядочную» Петри нужно было менять, и Гауланд нашёл весьма удачную кандидатуру на замену – лесбиянку Алису Вайдель. На последнем съезде партии в Кёльне он выдвинул эту ранее малозаметную активистку на роль лидера.
Нетрадиционная ориентация Вайдель играет важную роль в планах Гауланда. Расчёт делается на то, что реальное число граждан гомосексуальной ориентации в Германии существенно выше называемых социологами цифр – 6% мужчин и 10% женщин. При этом немецкое общество пока ещё не даёт гомосексуалисту вполне «раскрыться». Гауланд рассчитывает, что ЛГБТ-сообщество увидит в Алисе Вайдель новую надежду и потянется к ней. Нельзя списывать со счетов и возможности «радужного интернационала» с его финансовым, организационным и нелегальным ресурсами.
Поэтому принадлежность к нетрадиционной ориентации главного кандидата от АдГ может дать неожиданный эффект.
Гауланд понимает, что симпатии среднего бюргера фигура Алисы Вайдель едва ли привлечёт, но это его мало беспокоит. Другое дело – ищущая молодёжь, маргиналы, социально обездоленные группы. На съезде в Кёльне АдГ утвердила требование каждый год устанавливать минимальную квоту на выдворение въехавших иммигрантов и запрет на приезд к оставшимся родственников из-за границы. Кроме того, мигранты с криминальным прошлым должны незамедлительно выдворяться.
Антиисламский курс партии подтверждён лозунгом «Исламу нет места в Германии». На фоне этой жёсткой риторики интеллигентная и внешне привлекательная Алиса Вайдель будет смотреться особенно эффектно. Она уже заявила после референдума в Турции, что всех немецких турок, отдавших голоса Эрдогану, следует лишить гражданства. Её лозунг: «Политическая корректность должна быть выброшена на свалку истории». Понятно, какой политический портрет с неё рисуют и чьей «иконой» она должна стать.
Гауланд и не рассчитывает с помощью Алисы Вайдель завоевать всю нацию. На данном этапе такая задача не ставится. Если АдГ с Вайдель во главе партийного списка завоюет от 15% до 30% голосов избирателей на федеральных выборах, это станет крупной победой. Ранее все ведущие партии отказались сотрудничать с «Альтернативой», если она прорвётся в бундестаг, но никто из них не имел в виду, что АдГ сможет подняться в политике вровень с ними. Случись такое, осенью 2017 года в бундестаге всё смешается. Александр Гауланд, бежавший в своё время из ХДС, не скрывает, что мечтает насолить своей бывшей партии. Для этого он делает всё возможное и невозможное. На сей раз он выбрал нестандартный приём: выдвинуть на пост канцлера лесбиянку. Остаётся посмотреть, как пойдёт у него дело.