Празднование Дня Победы в Днепропетровске (переименованному в Днепр) ничем не выделялось из общей картины: точно так же, как в других крупнейших городах Украины – Киеве, Одессе, Харькове – на улицы вышли люди, море людей с портретами родственников, фронтовиков Великой Отечественной.
– Слава победителям! – кричали люди, чествуя ветеранов.
– Ура!!!
– Фашизм не пройдёт!
– С Днём Победы!
Однако для Днепропетровска, где свил гнездо «Правый сектор» и откуда олиграх Игорь Коломойский отправлял батальоны карателей в Донбасс, обещая по 10000 за голову «москаля», такая картина стала шоком. Ведь, казалось, уж в Днепропетровске, где всё схвачено, «ватники» никогда не поднимут головы и уж тем более не организуют шествие «Бессмертного полка».
«Свободные журналисты» завопили, как укушенные. «Меня реально как-то трясет, – ныла известная украинская «килька пера» Роман Скрыпин, комментируя события 9 мая. – Просто будто из-под земли вырос снова «Бессмертный полк», которого не было. Так массово, так организованно и так агрессивно!»
Агрессия жителей Днепропетровска заключалась, видимо, в пении «Катюши» и других песен времён Великой Отечественной войны и в антифашистских лозунгах, которые скандировали участники шествия. Впрочем, им постоянно пытались мешать так называемые патриоты, провоцируя скандалы и, как итог, стычки с полицией. «Бессмертный полк», который в Днепропетровске носил название «Полк Победы», не пропускали к Монументу вечной славы, движение колонны блокировали молодые люди. Им не нравилось буквально всё – портреты героических родственников горожан, украшенные гвардейской лентой, голубые и малиновые флаги партийных организаций «Оппоблока» и «Социалистов», да и в целом само шествие «Полка Победы» не нравилось. Как только в ход пошли кулаки, вмешались полицейские. Однако драка не прекратилась, Случился неожиданный поворот – за участников шествия вступились другие молодые люди, подготовленные к возможным инцидентам. Судя по всему, организаторы «Полка Победы» знали о готовящихся провокациях и решили на силу ответить силой. Это крайне возмутило «патриотов», не привыкших получать отпор. Да и полиция не бездействовала.
Особо буйные радикалы, которые попробовали подраться по старой майданной памяти с полицейскими, огребли по полной, жёстко и быстро. Как и положено в любой уважающей себя европейской стране.
Но Украина идёт в Европу только на словах. А на деле оказалось, что украинская полиция совершенно бесправна, ей нельзя поднимать руку на «мирных активистов», по-шакальи нападающих на действительно мирное шествие «Полка Победы».
Сразу же после событий в Днепропетровске поднялся страшный вой нацистов – они полезли из всех дыр.
Громче всех вопило городское руководство в лице Бориса Филатова. Того самого, который в 2014-м призывал раздавать всем несогласным с майданом и переворотом обещания, «а вешать их будем потом».
На сей раз «Боря-вешатель» поставил новый рекорд: он не стал размениваться на мелочи, а сразу призвал повторить то, что уже было в истории. «Если ситуация не изменится, то в городе будет создан аналог немецкого фрайкора начала 20 столетия. Я не хочу развивать эту тему, но уже вижу как ватные задницы разрываются от ужаса. Да, в истории нет ничего нового. И плохо, что она ходит по кругу. Если власть не может защитить людей, то они сами имеют право это сделать», – пообещал мэр Днепра.
«Аналог немецкого фрайкора» – это хорошо вооружённые отряды националистов, не подчиняющиеся армии. В Германии Freikorps были созданы после Первой мировой войны для борьбы с «изменниками», впоследствие многие бывшие добровольцы стали членами НСДАП. Верно и обратное: многие партийные функционеры НСДАП начинали с Freikorps.
Собственно, на Украине «аналог немецкого фрайкора» специально создавать не потребуется – «Правый cектор» уже есть. Эта организация на сегодняшний день имеет не подконтрольную украинскому правительству добровольческую армию (УДА), включающую так называемые Отдельные батальоны, легкопехотные отряды «Вольф», «Волынь», «Чёрный туман» (и другие), военную разведку и военно-полевую жандармерию, учебный центр и медицинский батальон «Госпитальеры», отряды территориальной обороны. И так далее. «Правый cектор» – это и есть Freikorps в украинском варианте. Дмитрий Ярош, лидер ПС (формально сложил полномочия в ноябре 2015 года), фактический руководитель УДА, почти сразу же после заявления мэра Днепра Филатова об «аналоге немецкого фрайкора» ультимативно поставил перед правительством и полицией Украины задачи: полный разгром «Оппоблока», аресты организаторов «Полка Победы» и тех, кто защищал шествие от радикалов, и наказание «сепарской мусорни в украинской полицейской форме».
«Если же власть и правоохранители снова будут, в условиях войны, толерантничать с антигосударственной деятельностью вилкулов и им подобных – заговорит улица, а возможно, и стволы…» – пригрозил Ярош, пообещав не допустить «колорадно-ватного реванша».
Власть отреагировала моментально. Министр МВД Арсен Аваков снял начальников областного и городского управлений полиции Днепропетровска и их заместителей, назначил служебное расследование и направил из Киева две специальные группы следователей, одна из которых будет разбираться с полицейскими, поднявшими руку на буйствующих радикалов, а другая – с организаторами «Полка Победы» и молодыми людьми, охранявшими праздничное шествие от провокаторов-националистов.
В 2014 году во время майдана господин Аваков прославился фразой: «Мусора – не люди». В 2017-м, после событий 9 Мая в Днепропетровске, он ещё раз подтвердил сказанное: интересы банды «активистов»-неонацистов оказались более значимыми для министра внутренних дел, чем интересы общественной безопасности. Видимо, слишком мутные у Авакова эти «внутренние дела», раз он стал на сторону «Бори-вешателя» и «аналога немецкого фрайкора» – УДА. Впрочем, министр МВД со времён переворота не на стороне тех, кто скандирует: «Фашизм не пройдёт!»
Фашизм уже давно прошёл, пустил корни и окреп. Аваков это прекрасно знает. Freikorps для него никакая не новость: разнообразные карательные батальоны «фрейкоровцев», воюющие с Донбассом, были записаны полицейскими подразделениями, а «Азов» с «волчьим крюком» на знамени получил статус полка Нацгвардии Украины в структуре МВД.
«Они хотели «хунту» – они ее получат» – сделал прогноз на ближайшее будущее Филатов.
День Победы потряс неонацистов не только массовостью, но и внезапной смелостью людей, защищавших своё право на историческую правду, на символику Великой Отечественной, на антифашизм, наконец. А ведь казалось, что никто не смеет поднять головы, что всё «зачищено», что любая попытка прорасти сквозь асфальт растоптана. Но нет. Многотысячные шествия «Бессмертного полка» в Киеве и многих городах Украины показали: за три года войны и репрессий хунта ничего не добилась. Ни-че-го.
Но она и не думает остановиться. Нацисты хотят оставаться нацистами.
Соб. корр. ФСК