Германия: «чёрные» оттесняют «красных»

«Провал с треском» – комментирует свой результат Мартин Шульц

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Выборы в земельные парламенты всегда воспринимаются в Германии как промежуточные этапы большой эстафеты. На этот раз последним этапом, за 4 месяца до финала, стали выборы в ландтаг земли Северный Рейн – Вестфалия, состоявшиеся 14 мая. Предварительные итоги голосования выглядят следующим образом:

В самой густонаселённой федеральной земле живет каждый четвёртый немецкий избиратель, так что волнение политиков вполне понятно: выборы в ландтаг Северного Рейна - Вестфалии называют «репетицией» или «барометром» выборов в бундестаг.

Треск провала мог бы быть не столь оглушительным

Эта земля традиционно считается вотчиной социал-демократов. 14 мая за СДПГ здесь отдали свои голоса 30,6% избирателей – и это минимум социал-демократов за всю послевоенную историю. «Провал с треском» - так прокомментировал Шульц итог земельных выборов в минувшее воскресенье, что было, пожалуй, самым значительным его политическим заявлением с тех пор, как он стал лидером СДПГ.

Треск провала был бы не столь оглушителен, если бы социал-демократы, пусть даже уступив ХДС по абсолютному числу голосов, смогли сформировать в земле Северный Рейн – Вестфалия правительственную коалицию. Однако теперь уже ясно, что в ближайшие пять лет этого не будет, потому что по итогам голосования христианские демократы, видимо, отдадут предпочтение коалиции с либералами (свободными демократами). Лидер СвДП Кристиан Линднер, возглавляющий партийный список в Северном Рейне - Вестфалии, получил от избирателей наивысший балл за предвыборную кампанию. Избирателям импонировали и его красноречие, и его твёрдость в политических вопросах: Линднер высказался против участия в правящей коалиции с СДПГ и зелёными, аргументировав свой отказ несовместимостью подходов по конкретным вопросам. Кампания Армина Лашета (ХДС) была менее убедительной, чем у Линднера, но всё равно более успешной, чем у главы земельного правительства Ханнелоре Крафт (СДПГ).

Популярная Ханнелоре Крафт занимала пост премьер-министра земли Северный Рейн - Вестфалия с 2010 года; она стала первой женщиной, возглавившей в ФРГ земельное правительство. Однако уже первые майские опросы общественного мнения стали для социал-демократов холодным душем. Сделалось непонятно, кто кому мешал в паре Шульц – Крафт. Во всяком случае, ещё в конце апреля Крафт была намного сильнее своего соперника от ХДС и победителя земельных выборов Армина Лашета: за него в прямом голосовании были бы готовы отдать голоса 28% избирателей, а за Крафт – 49%. Однако личная популярность Ханнелоре Крафт не спасла партию от поражения. Она взяла на себя ответственность за вынужденный уход партии в оппозицию, объявив, что покидает пост заместителя председателя партии и партийного лидера в Северном Рейне - Вестфалии.

0,1% голосов не хватило на этих выборах Левой партии, чтобы попасть в парламент. Рухнула надежда на формирование коалиции в составе СДПГ, зелёных и Левой (такая правительственная коалиция работает в Тюрингии). И здесь тоже сыграл свою роль Шульц, который решительно отказался входить в коалицию с Левыми из-за их скептицизма в отношении ЕС и агитации за выход Германии из НАТО. Крафт перед выборами заявляла, что готова к коалиции с зелёными, но их популярность просела ещё больше, чем у социал-демократов.

Положение партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) и её местного лидера Маркуса Претцеля сильно осложняется проблемами в самой партии, обнажившимися на последнем съезде в Кёльне. Претцель выступил вместе с сопредседателем партии Фрауке Петри (она его жена) с предложением умерить радикализм партийной программы и практики, но предложение было отвергнуто. На финальной стадии избирательной кампании Претцель получил возможность убедиться в том, что его однопартийцы, возможно, правы: отказ от радикальных требований, движение к центру отнюдь не гарантируют смягчения риторики, направленной против «Альтернативы». АдГ не ставила перед собой несбыточную цель войти в правительство, её задача скромнее: стать «настоящей оппозицией», обучиться ремеслу парламентской работы. Стать к 2022 г. правящей партией – задача-максимум. Нынешний результат «Альтернативы» (7,4%) – весьма достойный, лучше, чем у зелёных и у Левой. Тем более что партия участвует в выборах впервые.

«Сытые времена» в Германии миновали

Итак, «маленькие выборы» закончились. Социал-демократам остаётся надеяться, что к сентябрю им удастся исправить положение. Однако способен ли Шульц спасти немецкую социал-демократию, политическую смерть которой предрекают её критики? До сих пор ему не удалось развить успех – просто потому, что сам этот успех возник на пустом месте – в силу усталости избирателя от политической долгожительницы Ангелы Меркель. Перспектива тоже просматривается слабо – обычно такой недостаток, как отсутствие собственных идей, восполнить бывает нечем.

Если исходить из стандартного деления политических партий на два лагеря, то по итогам голосования проиграли левые, победили правые. Однако такое деление давно перестало отражать реальности политической борьбы. С одной стороны, правый и левый лагери сблизились: трудно найти отличие между программами «чёрных» (ХДС) и «красных» (СДПГ), обе партии топчутся в центре. С другой стороны, гранды левого лагеря, социал-демократы предпочитают идти на союз, скорее, с традиционным противником ХДС, чем с Левой партией. Зеркальная ситуация и в правом лагере, но там на положении неприкасаемых остаётся «Альтернатива для Германии». В сравнении с 2016 годом электоральные успехи этой партии на всех трёх земельных выборах 2017 года скромнее, но в том и заключается итог давления избирателей «Альтернативы» на ХДС, заставивших христианских демократов пойти на изменение миграционной политики.

СвДП выходит из продолжительного кризиса во многом благодаря тому, что она стала претендовать на защиту интересов среднего класса. В Германии этот класс чувствует себя неустойчиво – именно ему предстоит нести бремя финансовых тягот, вызванных миграционным кризисом. Поэтому свободные демократы с их программой экономического подъёма оказались в выигрыше, тем более что в Северном Рейне – Вестфалии безработица сравнительно высока. Зато партии «сытого времени» – зелёные и Пираты – со своими мелкими, неактуальными проблемами оказываются невостребованными. «Сытые времена» остались где-то в прошлом.

Заслуживает внимания выросший уровень явки избирателей. Дисциплинированные немцы вообще-то не склонны пренебрегать исполнением гражданского долга, а на этот раз процент участия в голосовании выше, чем на прошлых выборах: 65% против 60%. Такая тенденция отмечается на всех региональных выборах последних двух лет: явка выросла в диапазоне 4-10%. Политической индифферентности в Германии становится меньше.

А что выбирает избиратель – программу или личность? В идеале он стремится к тому варианту, когда программа устраивает, а политик вызывает симпатию. На этих земельных выборах такой фигурой для части избирателей стал Кристиан Линднер. Однако популярная Ханнелоре Крафт не сумела победить, даже опираясь на административный ресурс. Сыграл свою роль в её неудаче и Мартин Шульц. Похоже, бюрократический Брюссель – не лучшее место для взращивания самостоятельно мыслящих политиков.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться