Ближний Восток в последние дни стал свидетелем двух знаковых политических эпизодов. 80-миллионный Иран проголосовал за умеренность, избрав президентом на второй срок Хасана Роухани, а Дональд Трамп выступил с воинственной речью в Саудовской Аравии, призвав собравшихся там лидеров полусотни мусульманских стран к открытой конфронтации с Тегераном.
Контраст настолько разительный, что в Америке речь своего президента назвали «неамериканской». Когда Трамп, выступая в Эр-Рияде, принялся бранить Иран за его политику в области прав человека, слабость его выпадов сделалась очевидной, пишет The Washington Post; это было свидетельством того, «насколько несовершенным является понимание президентом США американских ценностей и их роли в американской внешней политике». «Сказать, что американцы разделяют «ценности» с Саудовской Аравией, было не просто глупо, а убийственно для морального авторитета США. Это создаёт жуткое впечатление о президенте».
Крайне неудачной сочли речь американского президента и журналисты CNN. «Трамп… противоречит себе, чтобы получить то, что он хочет, - говорится в комментарии этого телеканала. - В Саудовской Аравии он хотел заключить сделку по продаже оружия на сумму 110 млрд. долл., а не подвигнуть мир ислама к терпимости, как он заявил в своей воскресной речи… Его выступление не запомнится как начало мира на Ближнем Востоке, а скорее станет толчком к войне, которая разорит регион».
Стремление сделать из Ирана «козла отпущения», чтобы увести исламский мир в сторону от борьбы с терроризмом, направив усилия мусульман-суннитов на противостояние с Тегераном, – замысел для Вашингтона не новый. На протяжении последних десятилетий США за счёт прямого военного присутствия, обеспечения оружием армий своих арабских союзников оказались глубоко вовлечены в проблемы безопасности Персидского залива. Такая роль Вашингтона вызывает серьёзные опасения Тегерана. Иранское руководство хочет вывода войск США из региона, арабские государства Залива хотят сохранения американского военного присутствия в качестве противовеса укреплению иранского влияния.
Главной опорой в реализации стратегии США в этом районе мира остается Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который в своём нынешнем виде фактически представляет собой военный альянс, направленный против Ирана. С приходом Трампа в Белый дом в политике Вашингтона был сделан акцент на расширение военного сотрудничества со странами ССАГПЗ в целях обеспечения их военного превосходства над Ираном. Это автоматически ведёт к гонке вооружений и ещё больше подрывает региональную стратегическую стабильность. Государства ССАГПЗ в закупках вооружений за рубежом имеют абсолютное преимущество над Ираном, которому санкции не позволяли приобретать у иностранных государств значительное количество основных боевых систем. Работа по линии военно-технического сотрудничества возобновилась в Тегеране лишь в апреле 2016 года, когда начались поставки в Иран российской системы противовоздушной обороны С-300. Боевая мощь Ирана может возрасти и в том случае, если Москва и Тегеран продвинутся с заключением контракта на поставки для иранских ВВС боевых самолетов Су-30.
На таком фоне заключение Соединёнными Штатами с Саудовской Аравией крупнейшей сделки по закупке американского оружия на 110 млрд. долл. вызывает настороженность и удивление. Оборонной необходимости у Эр-Рияда в этом нет. Саудовская Аравия в 2015 г. израсходовала на военные цели 87,7 млрд. долл. и опередила Россию, став третьим в мире государством по величине расходов на военные цели после США и Китая. Против кого Америка вооружает своего основного союзника в арабском мире?
В США высказывается мнение, что президенту Трампу эта сделка с оружием нужна не ради укрепления безопасности Саудовской Аравии, а в целях обеспечения заказами предприятий американского военно-промышленного комплекса. Якобы президент пытается заручиться поддержкой влиятельных сил в условиях набирающего обороты расследования его отношений с Москвой. В любом случае проведённая Трампом оружейная сделка с Эр-Риядом ещё больше запутывает проблему безопасности на Ближнем Востоке. Ситуация может и выйти из-под контроля США.
На возможные последствия шага указывает и бывший посол США в Саудовской Аравии Роберт Джордан, критикующий поставки вооружений стране, которая ведёт войну в Йемене, а не участвует в вооружённой борьбе с террористами на Ближнем Востоке. По мнению Джордана, Вашингтон становится причастным к военным преступлениям саудовцев в Йемене.
Заметим, что объявленные Трампом перспективы вооружения королевства ваххабитов вызвали беспокойство даже в Израиле. Министр энергетики Юваль Штайниц перед еженедельным заседанием кабинета заявил: «Мы должны удостовериться, что эти сотни миллиардов долларов на вооружение Саудовской Аравии никоим образом не ухудшат качественное превосходство Израиля, потому что Саудовская Аравия по-прежнему является враждебной страной без дипломатических отношений с нами и никто не знает, что может произойти в будущем».
В Тегеране не сомневаются, что многомиллиардная сделка, согласованная между Вашингтоном и Эр-Риядом, не принесёт ничего, кроме опасности разжигания региональных кризисов и новых войн с применением американского оружия. Избранный на второй срок президент Ирана Хасан Роухани назвал встречу президента США c главами арабских государств в Саудовской Аравии шоу, которое не имеет политической ценности. По его мнению, «американский народ не захочет обменять жертв терактов 11 сентября на деньги, которые США получат от продажи оружия». Так Роухани оценил стремление администрации Трампа убедить арабские государства Персидского залива покупать всё больше и больше оружия у Америки. «Те, кто поддерживают террористов, не могут утверждать, что они борются против них», - добавил иранский президент.
Взяв курс на эскалацию конфронтации с Ираном и расширение военных возможностей ССАГПЗ как структуры, обеспечивающей американское военное присутствие в регионе, администрация Трампа создаёт угрозу новой войны в Персидском заливе. В своём нынешнем виде проамериканский союз монархий Залива страдает рядом изъянов. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива не является многосторонней площадкой для урегулирования кризисов, разрешения конфликтов или принятия мер по укреплению стабильности. Сегодня вообще не существует механизма, позволяющего всем странам Залива, включая Ирак и Иран, обсуждать угрозы и потребности в сфере региональной безопасности. Соединённым Штатам такой механизм тоже необходим, но без нормализации отношений с Тегераном он создан быть не может.
Фото: brightcove.com