Иракское «Народное ополчение» («Аль-Хашд аш-Шааби») – военно-политическая группировка, которая появилась сравнительно недавно, но уже приобрела репутацию одной из самых влиятельных и могущественных сил в Ираке и даже в соседней Сирии. Она располагает мощным лобби, влиянием на правительство, хорошо вооружёнными и организованными военизированными формированиями, собственными СМИ и не стесняется заявлять о праве на принятие важнейших решений, касающихся настоящего и будущего страны.
История структуры начинается с 31 марта 2014 года, когда указ о её создании был подписан тогдашним премьер-министром и главкомом ВС Ирака Нури аль-Малики, впавшим в панику после падения Мосула и потери контроля над почти третью территории страны.
О том, почему шесть полнокровных дивизий армии и МВД Ирака обратились в бегство, едва завидев на горизонте пыль от пикапов с пулемётами в кузовах, написано уже немало. Однако вновь необходимо подчеркнуть: именно Нури аль-Малики спровоцировал наступление суннитов, долгое время лишая их минимальных гражданских прав, всячески их третируя и преследуя, а в декабре 2013-м отдал приказ на расстрел мирных палаточных городков с протестующими. И речь не идёт о вторжении исламистов извне: местное суннитское население выступило в защиту своих прав с оружием в руках – Багдад не оставил им иного выбора.
При этом сам бывший премьер волей или неволей оказался исполнителем части масштабного плана США в рамках реализации планов «управляемого хаоса», в котором Ирак занимает важное, но отнюдь не единственное место – достаточно вспомнить события «арабской весны». Приходится признать: американцам удалось стравить суннитов и шиитов не только на межгосударственном уровне, используя давние противоречия между Саудовской Аравией и рядом других стран Залива, с одной стороны, и шиитским Ираном – с другой, но и спровоцировать гражданские войны в Сирии, Йемене, Ираке и Ливии, умело используя ими же созданный жупел «Аль-Каиды» и «Исламского государства».
Уместно напомнить, что еще летом 2006 г. в американском Armed Forces Journal была опубликована карта грядущего передела Ближнего Востока. Автор карты – никому не известный отставной подполковник Ральф Петерс, однако она используется в качестве методического пособия в программах для офицеров Оборонного колледжа НАТО и применяется Национальной военной академией США, в том числе и специалистами по планированию. Не случайно в июне 2006 года тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс заявила: «То, что мы наблюдаем сегодня, по сути, представляет собой начало родовых схваток, в результате которых родится Новый Ближний Восток».
Нельзя не отметить и роль Ирана в создании «Народного ополчения» - организация формировалась при прямом участии Тегерана, который не только дал добро, но и прямо подталкивал Багдад к такому решению, оказав огромную финансовую, материальную и иную помощь, включая направление в Ирак военных советников и инструкторов из Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Естественно, при этом Иран преследовал собственные интересы – противодействовать американской и саудовской экспансии, расширить своё влияние в регионе и обезопасить себя от возрождения мощного соседа: память о давнем историческом противостоянии арабов и персов вошла в состав ДНК, уже не говоря о кровопролитной войне во времена Саддама (1980-1989 гг.). Парадоксально, но факт: враждующие между собой США и Иран нашли каждый свою выгоду в появлении «Народного ополчения».
В июне 2014 г. высшим шиитским духовенством Ирака были изданы религиозные фетвы, согласно которым тысячи добровольцев пополнили ряды ополчения и отправились в места боевых действий в провинциях Анбар, Багдад, Салах эд-Дин, Киркук и Нейнава, а также в соседнюю Сирию, где выступили на стороне правительственной армии. Бойцы ополчения, как правило, хорошо мотивированны и показывают себя отважными воинами, нередко, правда, проявляя чрезвычайную жестокость. Они отличились в боях за города Тикрит, Самарра, Рамади, Феллуджа, Шаркат; сейчас принимают активное участие в битве за Мосул и в боях в Сирии.
Организация имеет чёткую структуру, аналогичную армейской (включая воинские звания), а 67 боевых формирований обозначены либо названиями, призванными подчеркнуть принадлежность к шиитской ветви ислама (дивизия «Аббас», бригада «Имам Хусейн» и др.), либо по номерам: 1-я бригада специальных операций, 6-я бригада особого назначения и т. д. На вооружении – танки, БМП и другая бронетехника, буксируемая и самоходная артиллерия, реактивные системы залпового огня, БПЛА, миномёты и др. Численность боевых формирований составляет, по оценкам, свыше 90 тыс. человек, а всех последователей организации насчитывается до трёх миллионов. 26 ноября 2016 года парламентом Ирака был принят закон о включении боевых частей и подразделений «Народного ополчения» в состав вооружённых сил страны с прямым подчинением верховному главнокомандующему (им является премьер-министр). На практике, однако, многие отряды подчиняются только своим полевым командирам, а большинство «ополченцев» считают своим начальником Великого аятоллу Али Систани.
«Народный ополченец» со знаменем дивизии «Аббас»
Официально руководителем «Народного ополчения» является Фалех аль-Файяд, одновременно он занимает посты советника премьер-министра по национальной безопасности и заместителя главы Национальной организации по разведывательной координации.
Фалех аль-Файяд родился в 1956 году, в 1977-м окончил университет Мосула по специальности инженер-энергетик. В 1980 г. был арестован за принадлежность к партии «Исламский призыв», отбыл пятилетний срок в тюрьме «Абу Грейб». В 2005 году вошел в состав Верховного комитета национального примирения, участвовал в работе различных комиссий по формированию правительства Ирака, депутат парламента от блока «Национальный альянс». В качестве доверенного лица как бывшего премьера Н. аль-Малики, так и нынешнего Х. аль-Абади часто выполнял ответственные деликатные миссии, проводя переговоры в Дамаске с президентом Башаром аль-Асадом и руководством силового блока.
Заместителем аль-Файяда является Абу Махди аль-Мухандис, который отвечает за координацию боевых действий ополченцев и тесно сотрудничает с командующим силами «Кудс» КСИР генералом Касимом Сулеймани.
Настоящее имя Абу Махди - Джамаль Джаафар Мухаммад Али аль-Ибрагим, родился в 1954 году в Басре. В 1977 году окончил багдадский инженерно-технологический институт, после срочной службы в армии работал в Басре инженером. Вступил в партию «Исламский призыв», которая вследствие своего экстремизма и причастия к террористической деятельности подвергалась преследованиям со стороны спецслужб. В 1980 году в связи с угрозой ареста бежал в Кувейт, откуда вскоре перебрался в Иран и присоединился к организации «Бадр», в которой за пять лет прошел путь от рядового бойца до командующего, после чего стал членом Высшего исламского совета Ирака, где курировал одновременно военные и политические вопросы. Незадолго до американского вторжения 2003 года отошёл от дел и работал как независимый эксперт, но благодаря прежним связям вскоре активно включился в политическую жизнь «освобожденного Ирака», участвуя, в частности, в формировании блока «Объединённое национальное согласие», а затем и нынешнего «Национального альянса». Доктор политических наук.
(Окончание следует)