Посол России в Минске Михаил Бабич рассказал в интервью РИА Новости о том, почему был поставлен вопрос о необходимости определиться с интеграционным форматом, о судьбе российских военных объектов в Беларуси и о строительстве военной базы РФ на белорусской территории, об угрозе суверенитету Белоруссии и о многом другом.
Прежде всего, Михаил Бабич подчеркнул, что о вхождении Белоруссии в состав России речь никогда не шла. Союзный договор подразумевает двустороннее взаимовыгодное развитие, однако, если Минск не устраивает формат Союзного государства, можно «развивать любой другой интеграционный формат отношений».
Что касается России, то она делала всё, чтобы реализовать Союзный договор. «С 2000 по 2010 год уровень ежегодной финансовой поддержки Белоруссии или выпадающих доходов РФ в наших экономических отношениях находился в диапазоне от сотен миллионов долларов до 2-3 миллиардов, а сейчас это уже 5-6 миллиардов в год», – отметил дипломат.
Однако теперь Минск поставил вопросы о внутрироссийской цене на газ, о компенсации налогового манёвра, об увеличении объёмов получения субсидий из российского бюджета для белорусских промышленных предприятий наравне с российскими, а также о возможности выделения ещё более дешёвых кредитов и так далее.
Всё это можно сделать только после «практической реализации положений Союзного договора о единой денежно-кредитной, налоговой, промышленной, аграрной, инфраструктурной, таможенной и прочей политики».
«В этой связи, а никак не вдруг, и был поставлен вопрос о необходимости определиться с интеграционным форматом, который мы строим – ЕАЭС, Союзное государство или что-то ещё, и в соответствии с принятыми решениями выполнить подписанные и юридически обязывающие договорённости», – объяснил дипломат.
Михаил Бабич призвал не спекулировать на теме введения единой валюты, поскольку это всего лишь элемент Союзного договора, так же как и Конституция.
«Всё, что можно было перевести на расчёты в рублях, мы перевели. В то же время коммерческие компании самостоятельно определяют свою финансовую политику, из которой следуют и формы платежей между ними. То, что у нас 80% расчётов в нацвалютах, говорит как раз о высоком уровне финансовой и экономической интеграции и о том, что единая валюта и эмиссионный центр – это всё логичное продолжение союзного строительства на современном этапе». Ответил посол и на угрозу Александра Лукашенко найти более дешёвых поставщиков нефти, объяснив, что это не ударит по нефтяной отрасли России, поскольку в Беларусь идёт всего 7% от общего объёма экспорта нефти.
«Чем больше Беларусь закупит более дешёвой, чем в России, нефти, тем более конкурентоспособной будет её экономика. Тем более что и российский бюджет от этого только выигрывает», – сказал специальный представитель президента России.
Что касается множества торговых претензий со стороны Белоруссии, то Бабич уверен – по мере развития Союзного государства такие претензии и споры исчезнут сами: «В этом случае не будет рынка России или рынка Беларуси, а будет единый рынок Союзного государства и единая промышленная и торговая политика на рынках третьих стран».
Посол России считает белорусские претензии в отношении якобы «российских барьеров в торговле» некорректными, потому что существуют реальные факты и цифры.
«Из 5,13 миллиарда долларов экспорта белорусской сельхозпродукции, которым так гордятся наши друзья, 4,1 миллиарда приходится на РФ, то есть 80%. По молоку от всего экспорта Белоруссии в 2018 году это 85%, маслу – 72%, сыру и творогу – 84%. К примеру, на Китай, который принято сейчас приводить в пример, приходится всего 74 миллиона долларов поставок сельскохозяйственной продукции из Белоруссии, а на ЕС – 216 миллионов долларов. Не знаю, существуют ли ещё более убедительные аргументы, как в России относятся к Белоруссии и к простым белорусским труженикам, которые своим трудом создают очень качественную и полезную продукцию»,
– недоумевает дипломат.
Также Михаил Бабич прокомментировал заявление Александра Лукашенко, который во время «Большого разговора» сказал, что Минск не будет брать денег с Москвы за размещение военных объектов на своей территории. По мнению российского посла, это само собой разумеется, поскольку эти военные объекты выполняют функцию охраны безопасности как России, так и Белоруссии.
«На обеспечение этой совместной безопасности Россия тратит гигантские средства исключительно из своего бюджета. В такой ситуации вопрос о плате за аренду от военного союзника выглядит достаточно странно».
Также спецпредставитель президента РФ рассказал, что начиная с 2015 года Москва не просит о размещении военной базы на территории Беларуси, потому что теперь «любая военная задача гарантированно будет решена существующими возможностями. И после этого вопрос отпал сам собой».
«На текущий момент наших возможностей по обеспечению безопасности Союзного государства вполне достаточно в действующей конфигурации размещения сил и средств»,
– отметил дипломат.
Михаил Бабич выразил недоумение по поводу множественных заявлений не только Лукашенко, но и СМИ Беларуси о «посягательствах на белорусский суверенитет».
«В связи с этим по вопросу о защите суверенитета всем, мне кажется, давно хотелось бы понять, кто посягает на белорусский суверенитет и от кого его хотят защитить? Если это угроза с Запада, по аналогии с известными «цветными» революциями и государственным переворотами, то Российская Федерация как союзник, если поступит такая просьба, будет вместе с Белоруссией отстаивать этот суверенитет всеми доступными средствами. Если это намёки на Россию, то это совсем не по-партнёрски, и даже если это всего-навсего избирательная технология под названием «мобилизация электората путём формирования образа врага», вряд ли разумно такую технологию реализовывать за счёт отношений с ближайшим союзником и братским народом. Россия такого отношения не заслужила»,
– уверен спецпредставитель российского президента в Беларуси.
Вспомнил Бабич и заявление Александра Лукашенко, сделанное во время «Большого разговора» о том, что «Россия негативно относится к нормализации отношений Белоруссии с Западом».
«Россия помогает Белоруссии во вступлении в ВТО, всячески содействует в нормализации отношений с ЕС, консолидированно с белорусскими партнёрами выступает по необходимости отмены визовых и экономических санкций в отношении Белоруссии на площадках ООН, ОБСЕ, МОТ. Ни одного негативного заявления или действия со стороны РФ мне не известно, наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы у нашего союзника было как можно меньше точек напряжения», – рассказал дипломат.
Говоря о критике России со стороны президента Белоруссии, Михаил Бабич отметил, что «не надо учить Россию и её правительство, как жить, тем более что желающих в мире и так хватает».
«Правительство РФ под руководством президента в сложнейших экономических и геополитических условиях добилось таких результатов, которые обеспечивают успешное развитие не только России, но и в значительной степени способствуют стабильному социально-экономическому развитию Белоруссии», — подчеркнул дипломат.
«Мы можем идти строго по Союзному договору. Можем идти по Евразийскому соглашению. Можно участвовать в двух форматах, параллельно развивать их. И, конечно, надо перестать обмениваться взаимными упреками, обвинениями, зачастую нелепыми, и выработать решение. Мы способны разрешить любую ситуацию, найти конструктивные решения, которые будут во благо двух народов»,
– сказал Михаил Бабич.
По материалам РИА Новости