Новоизбранного президента Чехии отставного натовского генерала Петра Павела окрестили гробовщиком Вишеградской группы.
«В декларации, инициирующей сотрудничество Вишеградской группы, содержится прекрасная универсальная формулировка… – о сотрудничестве и поиске общих позиций. Каждая группа, каждая организация должна иметь то, вокруг чего она объединяется. Это, прежде всего, согласие по основным вопросам», – заявил Павел, но заявил только для того, чтобы подчеркнуть деструктивную, на его взгляд, роль Венгрии в Вишеградской группе. А виновата Венгрия тем, что не оказывает военной поддержки киевскому режиму и критикует антироссийские санкции.
Вишеградская группа, она же «четвёрка» (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), была учреждена в 1991 г. как площадка для содействия евроинтеграции постсоветских республик, прежде всего Украины. Предполагалось, что «четвёрка» выступит мостом между Украиной и Европой, содействуя отрыву Киева от Москвы. Чем ближе НАТО подкатывал к границам России, тем активнее были «вишеградцы на военно-политическом поле.
В 2011 г. страны Вишеградской группы объявили о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 г. превратилось в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями. С 2013 г. Вишеградская группа стала принимать участие в военных учениях НАТО.
Словакия выполняет роль «трансмиссии» между «вишеградцами» и послесоветскими странами-участницами программы Восточного партнёрства (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан). Чехия – роль финансовой гавани и центральной точки в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ). Польша отвечает за сохранение конфронтационного курса Киева по отношению к Москве и определение контуров внешней политики всей «четвёрки».
Венгрия сконцентрировалась на обеспечении культурных прав закарпатских венгров и постепенно сошла с главного трека вишеградской политики, критикуя Киев за насильственную ассимиляцию венгерского нацменьшинства. Это и заставляет нового чешского президента пересматривать политику Праги в вишеградском формате.
Ключевым партнёром Чехии в ЕС Павел называет теперь Германию, на которую завязаны чешская экономика, энергетика и торговля. «Мы заинтересованы не только в добрых отношениях, но и в том, чтобы наши отношения не были отягощены прошлым...», – говорит он.
Призывая «не отягощать» прошлым отношения с Берлином, Павел отягощает отношения с Москвой воспоминаниями о событиях в Чехословакии в 1968 г. Неудавшийся благодаря вмешательству войск Организации Варшавского договора чехословацкий мятеж 1968 года, организованный западными разведками, до сих пор служит узловым элементом насаждения русофобии в чешском обществе.
Вишеградская «четвёрка» остаётся одним из механизмов коллективного сотрудничества стран ЦВЕ с Соединёнными Штатами. Вашингтон использует её как инструмент противодействия оси Париж – Берлин, заинтересованной в ослаблении англосаксонского влияния в Европе. Сближение Чехии с Германией стало возможным с переходом Берлина в лагерь противников России после начала операции ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины (СВО).
Изменения в немецкой политике наступили в связи с назначением Анналены Бербок из партии зелёных на пост главы МИД. Военная поддержка Берлином киевского режима – это во многом заслуга Бербок. Если до неё задачей Вишеградской группы было сдерживание потенциального российско-германского сотрудничества, то с приходом Бербок «вишеградцы» и Берлин оказались в одном окопе, и Прага резко повысила градус своей русофобской риторики.
В чешскую пропаганду даже перекочевал польский лозунг «За нашу и вашу свободу», которым польские мятежники в ХІХ в. пытались приманить на свою сторону малороссов и белорусов. На восточноевропейской сцене Чехия выступает политико-идеологическим дубликатом Польши, но в объявленной Павелом переориентации на Берлин следует видеть желание обыграть Варшаву в гонке за положением регионального лидера.
Польша настороженно относится к сотрудничеству с Германией, предпочитая ориентироваться на англосаксов. Чехия тоже подчинена Вашингтону и Брюсселю, но уловила момент для встраивания в геополитическую ось Вашингтон – Берлин на правах третьего звена, что выгодно и американцам, и немцам.
Вишеградская «четвёрка» как механизм коллективного сотрудничества стран Центральной и Восточной Европы с Соединёнными Штатами перестаёт существовать. На первое место выходят интересы каждого участника. Пока эти интересы удаётся согласовывать в рамках общей политики ЕС и НАТО, но вишеградская консолидация слабеет. Выпадение из состава группы Венгрии и переориентация Праги на Берлин – дополнительное тому свидетельство.