«…Ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»
(Евангелие от Матфея. Глава 7, стих 2)
26 февраля Международный трибунал по бывшей Югославии выполнил свою главную задачу – вынести обвинительный приговор бывшему президенту Союзной Республики Югославия Слободану Милошевичу . Несмотря на то, что формально данный процесс был в отношении не самого С.Милошевича, а его ближайших соратников (президента Сербии М.Милутиновича и других), их обвинительные акты совпадают практически на 100 процентов. Именно поэтому можно утверждать, что Милутинович и другие не могли быть оправданы, так как трибунал не мог оправдать убиенного им С.Милошевича. Совсем не случайно объявление приговора было «подгадано» ко дню гибели С.Милошевича, о котором мы будем вспоминать на следующей неделе. Ещё в анонсе приговора, опубликованного трибуналом накануне его провозглашения, пресс-служба ядовито сообщала: «Югославский лидер Слободан Милошевич был первым действующим главой государства, обвинённым в международных преступлениях, совершённых в Косово, однако умер до вынесения приговора». Можно ли было сказать яснее о том, что будет объявлено через два дня?
Что же постановил суд? По большому счёту, главным для него было не столько установить вину конкретного обвиняемого, сидящего перед ними на скамье подсудимых, сколько оправдать своих хозяев – страны НАТО, во главе с США и Британией. Ведь подсудимых обвиняли в том, что они организовали «террор против косовско-албанского населения» в марте -июне 1999 года. В этот «террор» были включены массовые депортации населения, разрушение собственности и убийства. Только вот незадача: все эти разрушения и убийства произошли во время натовской агрессии против Югославии. Причём Косово бомбили в несколько раз интенсивнее, чем остальную часть Югославии. Не случайно, во главе процесса был поставлен натовский судья – британец Бономи. Так что его задача была гораздо более важной, чем наказать шестерых сербов. Он должен был, во-первых, освятить агрессию НАТО, в которой участвовала и его страна, и, во-вторых, осудить всех сербов в глазах мировой общественности. Что и было сделано. Председательствующий судья Бономи, театрально зачитывавший приговор, заявил: «Наконец, когда войска СРЮ были выведены из Косово, воздушная кампания НАТО была прекращена». Кто не понял, под «воздушной кампанией» натовцы называют трёхмесячные бомбардировки городов и сёл Югославии, не прекращавшихся ни на час!
В основу доказательства вины «сербских сил» судьи положили показания свидетелей – косовских албанцев. Суд заявил: «Невозможно представить себе, чтобы так много людей из самых разных мест могли бы сговориться, чтобы дать столь совпадающие показания». Цинизм такого утверждения на данном процессе очевиден любому, кто следил за ним последние два года. Ложь лилась рекой, и никто не мог и не хотел остановить её! Кстати, утверждения суда, что «такое невозможно представить» - явно от скромности. Как раз такое представить себе очень даже просто – надо только найти, кто же проинструктировал «так много людей из самых разных мест» говорить одно и то же. Для любого профессионального юриста как раз ситуация, когда много людей из разных мест говорят одно и то же, является предупреждением о даче подготовленных показаний. На практике свидетели, находящиеся в одном месте, как правило, дают разные показания.
Как же проходил этот процесс? Начнём с того, что это был один из самых сложных юридических процессов. Ведь на скамье обвиняемых сидело практически всё высшее политическое и военное руководство страны: президент, заместитель премьер-министра, начальник генерального штаба, командующие армиями и полицией. Первоначально в этом списке был президент Союзной Республики Югославия Слободан Милошевич, но его дело было выделено в отдельное производство, которое закончилось его убийством. Кроме того, среди обвиняемых был назван и министр внутренних дел Влайко Стойлькович, который покончил жизнь самоубийством, протестуя попытке его выдачи в Гаагский трибунал.
Следует сказать, что однотипность обвинительных актов против С.Милошевича и против Милутиновича и других на практике привела к тому, что сторона обвинения представляла, как правило, одних и тех же свидетелей. Казалось бы, после полного разгрома, который учинил Слободан Милошевич «своим» свидетелям, этих свидетелей уже выставлять нельзя. Однако… Всё оказалось много сложнее. Дело в том, что соратники С.Милошевича избрали совсем другую защиту… Это была защита по принципу «я ничего не знал», «мне приказали», «у меня не было реальной власти» и т.д. КТО знал, КТО приказал, у КОГО была реальная власть – понятно. У С.Милошевича. И у кого же не было реальной власти? У президента Сербии Милана Милутиновича. Потому-то прокуратуре и не пришлось особо работать – были представлены всё те же провалившиеся «свидетели» с процесса С.Милошевича. Но адвокаты зачастую делали вид, словно лживость их показаний и не была вскрыта ещё 5 лет назад! Конечно, возражать пытались. Но только в рамках личной ответственности своих подзащитных. Но ведь для того, чтобы понять, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО произошло в Косово в марте-июне 1999 года, нужны не только огромные усилия, но и огромное мужество. Думаю, Слободан Милошевич прекрасно знал, что для того, чтобы вскрыть реальные причины и механизмы тех преступлений, которые творили косовские албанцы и поддержавшие их страны НАТО во главе с США, ему придётся заплатить своей жизнью. Но он пошёл по этому пути, и пошёл сознательно. Сознательно, потому что ведь у него БЫЛ другой выбор! Избери он тактику личной защиты - мол, я ничего не знал, мне докладывали, что никаких преступлений не было, мол, меня дезинформировали - конечно, его бы всё равно осудили, но жизнь бы его охраняли как зеницу своего собственного ока! Ведь им нужен осуждённый Милошевич! Но я знаю, что он никогда даже не рассматривал этот вариант защиты. Он знал, что тот бой, который он готовился дать, будет последним. Но он его дал. И потому процесс Слободана Милошевича будут помнить и изучать годы и десятилетия. Это – уникальный источник, который нам нужно знать и помнить.
Трибунал постановил приговорить: Вице-премьера правительства СРЮ Николу Шаиновича к 22 годам тюремного заключения. Начальника Генерального штаба армии Драголюба Ойданича к 15 годам тюремного заключения. Командующего армией генерала Небойшу Павковича к 22 годам тюремного заключения. Командующего армией генерала Владимира Лазаревича к 15 годам тюремного заключения. Командующего полицейскими силами в Косово генерала Сретена Лукича к 22 годам тюремного заключения.
Главным сюрпризом – правда, только для публики, стал вердикт в отношении главного обвиняемого. Президент Сербии Милан Милутинович был полностью оправдан. Судья распорядился о его освобождении. На самом деле, о том, что Милутинович будет признан невиновным, было ясно в самом начале защитной части процесса. Дело в том, что адвокат Милана Милутиновича, после представления более ста свидетелей обвинения, представил всего … одного (!) свидетеля защиты. Даже если бы адвокат был уверен в убедительности доказательств этого свидетеля, разве можно было бы ограничиваться им одним? Да и что нового сказал тот свидетель? Абсолютно ничего! Он просто цитировал конституцию Сербии, доказывая, что по конституции президент Сербии не имеет никаких полномочий. Конечно, такую ситуацию себе представить трудно, если… не знать заранее, что особо стараться не надо. Причём такая наглость адвоката (я имею в виду ограничиться в таком процессе одним свидетелем), пожалуй – наигранная. Сделка адвоката с судом более чем очевидна. Тут бы эту уверенность скрыть, пусть и формально, но представить хотя бы ещё несколько свидетелей. Но нет. Сделка была осуществлена прямо-таки демонстративно…
Почему же был оправдан главный обвиняемый, а остальные получили по 20 лет тюрьмы? Ответ прост. Именно Милутинович построил свою защиту на сваливании всей вины на Милошевича. За что и был вознаграждён. Кроме того, трибунал изобразил некое подобие «непредвзятости». У кого же остались сомнения, кого на самом деле обвинил трибунал – тем следует просто прочесть, на каких основаниях осуждены все остальные. Никола Шаинович. «Постоянно встречался с Милошевичем или говорил с ним по телефону». Небойша Павкович. «Милошевич утвердил все его предложения». И так далее в том же духе. Но есть ещё один важнейший аспект объявленного приговора. Он был вынесен в дни первой годовщины провозглашения «независимости» Косово.
Что ж, приговор сербским властям выглядит единственным логичным решением после того, как были полностью оправданы косовско-албанские бандиты во главе с так называемым «премьер-министром» Косово Р.Харадинаем. Таким образом, Международный трибунал по бывшей Югославии сделал всё, чтобы доказать, что он не просто зависим и пристрастен, но является активнейшей частью нынешнего мирового негодяйства. Сегодня он не только совершил правовое и нравственное кощунство, вынеся посмертный приговор президенту Слободану Милошевичу. Что ж говорить об этом после того, как власти трибунала совершили его физическое убийство! Однако сегодня Гаагский трибунал вынес решение с ещё более тяжкими последствиями. Оно не только направлено в прошлое, как месть убиенному ими герою и как оправдание своих собственных преступлений. Оно направлено и в будущее.
Совершенно ясно, что приговор по делу Милутиновича и других, состряпан с целью освятить международно-правовое обоснование отделения Косово от Сербии. Особенно это важно в связи с рассмотрением в настоящее время запроса о даче консультативного заключения Международного Суда ООН по законности отделения Косово. Ясно, что лучшую службу косовско-албанским бандитам МТБЮ в этом вопросе сослужить не смог.
Сегодня мы должны напомнить и албанским, и гаагским преступникам: «Помните: власть ваша не вечна. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы».
_____________________
Мезяев А.Б. – к.ю.н., зав. кафедрой международного права Академии управления (г. Казань)