Перейти к основному содержанию

Израиль и Палестина: преступник приравнен к жертве

"...Главным в Докладе Миссии Совета по правам человека является совсем не вывод о преступлениях Израиля... именно ХАМАС и стал настоящей главной мишенью Доклада Голдстоуна... юридическая квалификация действий Израиля в Докладе Голдстоуна порою весьма мягкая, если не сказать нежная..."

В конце сентября 2009 года Миссия экспертов, назначенная Советом ООН по правам человека с целью установления фактов во время так называемой операции «Литой свинец», проведённой Израилем против Палестины в начале текущего года, представила свой окончательный доклад. Данный доклад произвёл немало шума. Сначала, вместо того чтобы сразу принять решение, Совет по правам человека решил отложить его рассмотрение. Затем доклад был рассмотрен Советом Безопасности ООН, но также безрезультатно. Международно-правовое сообщество разделилось на две неравные части. Население Газы вышло на улицы, протестуя против действий своего же собственного правительства, проголосовавшего за то, чтобы отложить рассмотрение доклада в Совете... 4 ноября данный доклад по требованию 118 стран будет рассмотрен на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Что же содержит в себе данный документ, вызвавший столь активное обсуждение практически во всех органах ООН и в то же время столь серьёзное противодействие с самых разных сторон?

Начнём с начала. В апреле 2009 года Председатель Совета ООН по правам человека принял решение о создании Миссии по установлению фактов, связанных с массовыми военными преступлениями, совершёнными Израилем во время бойни, устроенной в палестинском секторе Газа с 27 декабря 2008 по 18 января 2009 года. В состав Миссии вошли Ричард Голдстоун из ЮАР, а также ещё три эксперта из Англии, Ирландии и Пакистана. Миссия провела несколько выездов на территорию Газы, однако в связи с тем, что Израиль отказался от сотрудничества, они не были допущены не только на территорию Израиля, но и на палестинский Западный берег.

В Докладе содержатся ужасающие факты, показывающие сущность израильского режима в Палестине во всей её «красе»: это уничтожение школ, больниц, детских садов, жилых зданий... Особо в докладе отмечается блокада Израилем палестинского населения. Данная блокада заключается, по сути, в создании вокруг палестинцев сектора Газа некоей «внешней тюрьмы», куда не допускаются товары и люди. Миссия отметила, что во время трех недель израильских атак погибло около полутора тысяч человек и ранено более пяти тысяч. (При этом потери Израиля оцениваются в два десятка человек, из которых четверо были убиты своим собственным огнём). Миссия сообщила о применении Израилем фосфорного оружия, причём чаще всего – во время нападений на больницы. Хотя в докладе миссии и заявлено, что «применение белого фосфора на нынешней стадии не является запрещённым по международному праву оружием», однако поражающий эффект фосфорного оружия хорошо известен: врачи постоянно отмечают неизлечимый характер ожогов, полученных в результате поражения таким оружием.1 Интересно, что, несмотря на получение Миссией информации об использовании боеприпасов с ураном (как необогащённым, так и обогащённым), Миссия заявила, что расследования этих сообщений не проводила! (параграф 49 Доклада). Всего за время нападений Израиля конца 2008 года было разрушено более 14 тысяч домов, из них почти 4 тысячи – полностью (параграф 67). Уничтожено 280 детских садов и школ (параграф 70). До сих пор огромная часть населения Палестины продолжает жить на развалинах своих бывших жилищ, так как Израиль препятствует ввозу в блокированные земли сектора Газа строительных материалов.

Миссия отметила отягчающие обстоятельства при нападении на гражданские объекты, в частности запрет на эвакуацию раненых или обеспечение доступа машинам скорой помощи (параграф 43). В докладе Миссии содержится информация о целенаправленном уничтожении объектов, необходимых для выживания населения и, соответственно, направленных на гибель данного населения (бомбардировка мукомольного завода, уничтожение колодцев питьевой воды, уничтожение (бульдозерами!) птицефабрики, разрушение водоочистных сооружений, приведшее к затоплению нечистотами сельскохозяйственных земель и рассчитанное на провокацию эпидемий) (параграфы 50-54). По информации Доклада, более тридцати процентов (!) палестинских детей страдают от психических заболеваний той или иной степени, связанных с израильской оккупацией. Это является юридическим основанием квалифицировать политику Израиля как геноцид: согласно статье II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года в понятие «геноцид» включаются не только убийства, но также нанесение телесных или психических повреждений, а также «предумышленное создание таких условий жизни, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение» национальной, этнической или религиозной группы. При этом в докладе имеется информация, показывающая, что уничтожение основано именно на национальном, а не каком-либо ином признаке.

В целом доклад Миссии делает следующий вывод: «Некоторые… действия Израиля, лишающие палестинцев, проживающих на территории сектора Газа, средств к существованию, занятости, жилищ и воды… могут послужить основанием для квалификации их в качестве преступлений против человечности» (параграф 75).

Какие же выводы могут быть сделаны? Представление данного доклада – это победа международного сообщества? Наконец-то Израиль поставлен перед угрозой международного суда? Не будем спешить с выводами. Как известно, всё решают… кадры. Не случайно доклад Миссии получил название «Доклада Голдстоуна». Для того чтобы понять суть документа, необходимо, прежде всего, выяснить, кто есть его главный автор – Ричард Голдстоун. Первое, что привлекает внимание, - это этническая принадлежность Голдстоуна. Действительно, назначить на должность главы миссии по расследованию преступлений Израиля еврея было вершиной оригинальности. Однако именно в этом, пожалуй, и заключалась главная хитрость игры, затеянной организаторами данной Миссии. Господин Голдстоун хорошо известен в мире. Во-первых – как бывший президент Конституционного Суда Южной Африки, затем – как первый главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии. Именно при Голдстоуне была заложена основа антисербской политики МТБЮ, расцветшей при его последователях Л.Арбур и К. дель Понте. Именно Голдстоун подписал обвинения против Радована Караджича и Ратко Младича. Именно он организовал и провёл провокацию с сербским генералом Дж.Джукичем, завершившейся его смертью. В общем, преступный характер МТБЮ был основан именно Голдстоуном. Нельзя не заметить и роль Голдстоуна в отторжении Косово от Сербии – в 2000 году Голдстоун возглавлял Комиссию ООН по статусу Косово и дал рекомендацию предоставить Косово независимость. Он также поддержал агрессию НАТО против Югославии, прямо назвав её «легитимной».

Иными словами, личность Голдстоуна весьма зловещая. Ждать объективности от этого господина, да ещё и в данной пикантной ситуации, было бы вершиной наивности. Именно поэтому не сразу стало ясно, в чём замысел назначения на должность главы Миссии в Газу именно Голдстоуна. Ведь первой реакцией на её доклад было удовлетворение главным выводом – «Израиль совершил преступления». Однако действительно ли именно этот вывод является главным? Не обмануло ли нас в очередной раз «независимое» международное расследование?

На мой взгляд, главным в Докладе Миссии Совета по правам человека является совсем не вывод о преступлениях Израиля. О преступлениях Израиля известно всем на протяжении последних 60 лет. Главное – в другом. Доклад Голдстоуна назвал «также» виновными и палестинские власти, и особенно ХАМАС. Средства массовой информации в последние годы сформировали устойчивое представление о ХАМАС как о синониме терроризма. Слова «ХАМАС», «Хезболлах», «Аль-Каида» звучат теперь для нашего уха наравне со словами «террор», «обстрелы мирного населения» и т.д.. Понятное дело, слово «Израиль» должно ассоциироваться с понятием «Святая Земля». Однако нельзя забывать, что ХАМАС – партия, получившая большинство на выборах и сформировавшая законное правительство Палестины. Вот именно ХАМАС и стал настоящей главной мишенью Доклада Голдстоуна. Во-первых, нельзя не заметить, что после назначения главой Миссии, Голдстоун открыто заявил, что… не будет выполнять резолюцию Совета ООН по правам человека, устанавливающую, что расследованию подлежат только преступления Израиля!2 В то время как резолюция чётко устанавливала, что необходимо расследовать преступления именно Израиля, а не кого-либо другого, Голдстоун заявил, что будет расследовать все преступления. Какая «объективность»! Хотя и нарушение решения СПЧ ООН! Неужели Совет ООН по правам человека был настолько необъективен или глуп, что направил миссию расследовать преступления только «одной стороны»? Конечно, нет. Просто в Совете ООН прекрасно понимают, что ставить на одну доску и жертву и преступника нельзя. Все прекрасно понимают, что практически безоружные люди сопротивляются одной из самых мощных армий в мире. Палестинцы, лишённые земли, доступа к воде, окружённые «знаменитой» тюремной стеной3 – то есть находящиеся в массовом тюремном заключении, просто не имеют никаких иных средств защитить себя от израильской оккупации и геноцида. Именно поэтому якобы «объективность» Голдстоуна, да ещё и заявленная столь скандальным образом, является дутой. Надо признать, что свою собственную миссию в Миссии ООН Голдстоун выполнил «на все сто» и так изящно, что многие до сих пор рассматривают Доклад Миссии как победу над Израилем.

Интересно отметить, что Миссия Совета по правам человека официально называлась «Миссия по установлению фактов». Однако Голдстоун и сотоварищи вышли за пределы и этого мандата. Доклад содержит далеко не только факты. Напротив, главное его содержание – это попытка дать юридическую квалификацию фактам. Так, например, в параграфе 108 Доклада содержится утверждение, что действия ХАМАС и палестинских вооружённых групп представляют собой военное преступление и даже преступление против человечности. Что и было главной целью личной миссии Голдстоуна в Миссии ООН. Конечно, мне могут возразить, что аналогичную оценку «объективный» Голдстоун дал и Израилю. Вот только одна закавыка. Израиль привлечь к ответственности вряд ли удастся – это американская креатура, которую США, конечно же, отдать под суд не позволят. А вот с ХАМАС и Палестиной дело совсем другое…

Следует заметить, что юридическая квалификация действий Израиля в Докладе Голдстоуна порою весьма мягкая, если не сказать нежная. Так, например, Доклад утверждает, что основным нарушением международного права со стороны Израиля является «неуважение» главного принципа международного гуманитарного права о проведении различия между военными и гражданскими объектами. Однако такая оценка абсолютно необъективна, ибо уничтожение гражданских объектов является для Израиля не побочным эффектом, а главной целью! Ведь ни государства, ни армии у Палестины фактически нет, и воюет Израиль с народом Палестины, восставшего против израильской оккупации. В другом разделе Голдстоун говорит об «озабоченности по поводу методов проведения Израилем военных операций в секторе Газа». Обратим внимание: речь идёт не о преступлении против мира, а всего лишь о неправильном методе проведения военных операций! О том, что сами эти «военные операции» есть преступление, не говорится. Довольно часто в Докладе Голдстоуна приводится «оправдание» действий Израиля: «Миссия признаёт, что отдельные сотрудники полиции Газы, возможно, и являлись одновременно членами палестинских вооружённых групп, и, следовательно, комбатантами» (параграф 34). Нарушениям международного права со стороны палестинцев в докладе уделяется целый раздел. «Миссия установила факт присутствия в ходе военных операций палестинских вооружённых групп в городских районах и пуска ими ракет из городских кварталов» (параграф 35). Хотя Израиль и отказался сотрудничать с Миссией, он знал, что в её составе есть тот, кто защитит интересы Израиля! Ну, конечно, если такой факт действительно установлен, тогда обстрелы Израиля городских кварталов, из которых вёлся обстрел, выглядят совсем по-иному! И посмотрите, как незаметно (потому что прямо это не говорится), но уверенно расставлены акценты: получается, что израильский огонь даже вёлся как ответный! Касательно обстрела Израилем зданий ООН Миссия Голдстоуна вообще звучит как министерство израильской пропаганды: «…палестинские вооружённые группы, развёртывая силы для атаки вблизи гражданских или ООНовских зданий, неоправданно подвергали гражданское население Газы серьёзной опасности» (параграф 36). Наконец-то нам теперь всё «сделали» ясно: вот, оказывается, кто подверг опасности гражданское население Газы! Сами палестинцы! А сколько сказано о якобы выполнении Израилем обязанностей согласно международному гуманитарному праву по предупреждению населения о готовящихся нападениях! Эту цитату следует привести целиком: «Предметом обстоятельного анализа со стороны членов Миссии стал вопрос о том, каким образом и насколько израильские вооруженные силы выполняли свою обязанность принимать все посильные меры предосторожности в целях защиты гражданского населения Газы, и в особенности обязанность обеспечить эффективное заблаговременное предупреждение о нанесении ударов. Миссия подтверждает факт приложения Израилем существенных усилий к организации оповещения посредством телефонных звонков, листовок и трансляций по радио и признает, что в ряде случаев, особенно когда оповещение было достаточно целевым, оно побуждало жителей покидать соответствующую зону и бежать от опасности» (параграф 37).

Особо возмутительным является специальный раздел, посвящённый израильскому солдату Г.Шалиту, находящемуся в плену у палестинцев. Средства массовой информации заставили нас выучить его имя наизусть. А может ли кто-нибудь назвать имя хотя бы одного палестинца, замученного израильтянами? Вряд ли. Не делается этого и в докладе Миссии. Более того, угрозы израильского правительства сохранять блокаду населения Газы «до тех пор, пока не будет освобождён Гилад Шалит», в докладе Миссии называется «коллективным наказанием гражданского населения Газы» (параграф 78). Позвольте спросить: наказанием ЗА ЧТО?! За взятие в плен убийцу, пришедшего с оружием в руках убивать женщин и детей? Уж в своём ли уме члены Миссии, принявшие все свои выводы, как специально подчёркивается в докладе, единогласно!

Говоря о «преступлениях» палестинцев, Голдстоун сообщает, что «начиная с 2001 года палестинские вооружённые группы выпустили около 8 тысяч ракет и миномётных мин по южной части Израиля» (параграф 103). Интересно, почему Голдстоун приводит статистику «с 2001 года», если речь идёт о событиях декабря 2008 – начала 2009 года? И если Миссия всё-таки решила расширить временные рамки своего расследования, то почему не приводятся данные об убитых Израилем палестинцев также с 2001 года, а лучше (то есть правильнее) – с 1948 года? Наверное, потому, что эти тысячи обстрелов имеют весьма скромные результаты: с июня 2008 года по январь 2009 года от них было убито только трое гражданских лиц в Израиле (параграф 104). В этой связи возникает вопрос, каким образом Миссия Голдстоуна смогла сделать вывод о том, что обстрелы палестинцев также можно квалифицировать как преступления против человечности? (параграф 108). И вообще, какую альтернативу Голдстоун со товарищи предлагает оккупированному и подвергающемуся демонстративному геноциду населению Палестины?

Но, конечно, Израилю теперь необходимо принять обиженный вид. Как же, обидели невинное дитя! В Интернете создано несколько десятков сайтов, направленных даже не столько против доклада, сколько лично против Голдстоуна! Во время обсуждения доклада Голдстоуна в Совете Безопасности ООН представитель Израиля заявил, что доклад является «однобоким, предвзятым и, следовательно, ошибочным, точно также как же, как форум и мандат, на основе которого была учреждена эта миссия. Этот доклад оправдывает и узаконивает терроризм. Он представляет собой награду террористическим организациям».4 Однако на самом деле Израиль, конечно, понимает, что Голдстоун совершил для Израиля неоценимую услугу.

Всё дело заключается в одной «маленькой» детали. Совсем недавно Палестина признала обязательную юрисдикцию Международного Уголовного Суда. Сделано это было с целью привлечения к ответственности Израиля. Но теперь всё может получиться наоборот. Израиль-то юрисдикцию МУС не признал, и из двух «равнопреступных» субъектов Международный Уголовный суд теперь имеет все правовые основания начать преследование в отношении того, над кем он юрисдикцию уже имеет! То есть – против Палестины, а не Израиля! Похоже, что власти Палестины и другие члены Совета ООН по правам человека поняли всю хитрость этой международной аферы слишком поздно. Именно этим, вероятно, и объясняется откладывание рассмотрения Доклада на следующую сессию Совета только в марте 2010 года. Кстати, не исключено, что доклад Голдстоуна может быть использован и во внутрипалестинской борьбе. Как известно, Международный уголовный суд может судить только физических лиц. В этой связи обвинения, выдвинутые на основе доклада Голдстоуна против конкретных руководителей ХАМАС, может стать хорошим и даже «законным» основанием для устранения неугодных для ФАТХ лиц.


____________________

Мезяев Александр Борисович – к.ю.н, доц., заведующий кафедрой международного права Академии управления (.г.Казань)


1 См. Доклад Миссии Совета по правам человека по установлению фактов во время конфликта в секторе Газа от 15 сентября, // Документ ООН: A/HRC/12/48. Ссылки в данной статье делаются по тексту доклада на русском языке: A/HRC/12/48 (ADVANCE 1) от 23 сентября 2009 года.

2 См. Резолюцию Совета ООН по правам человека S-9/1 (2009 года).

3 Как много до сих пор говорят в СМИ о Берлинской стене, которой давно уже нет, а вот о реально существующей сегодня стене вокруг Палестины – почти ничего не говорят, и многие о ней порой даже не знают! В этой связи см. Консультативное заключение Международного Суда ООН о международной противоправности возведения этой стены от 9 июля 2004 года.

4 См. стенограмму заседания СБ ООН от 14 октября 2009 года (часть 1), // Документ ООН: S/PV.6201. С.12.

Оцените статью
0.0