Неужели в соответствии с поговоркой «капля камень долбит» Москве удалось достучаться до сознания польского президента Леха Качиньского и убедить его оставить вопросы истории специалистам и не давать прошлому отбрасывать тень на сегодняшние двусторонние отношения? Хотелось бы верить, учитывая письмо, которое глава Польского государства направил своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву с приглашением прибыть на торжества, связанные с 65-й годовщиной освобождения от гитлеровцев лагеря смерти Освенцим – они назначены на 27 января. В самом деле: без взаимной критики текущей политики, вероятно, не обойтись, но зачем же бесконечно растравливать раны прошлого, топтаться на прахе погибших неважно в Катыни ли, в Освенциме ли?
В контексте разговора об уроках Освенцима трудно не вспомнить попытку подчинить память об узниках самого страшного фашистского концлагеря заурядному политиканству, предпринятую в апреле 2007 г. Тогда в музее бывшего концлагеря была закрыта действовавшая еще с 1961 г. российская экспозиция. Открыть её дирекция была готова только в случае признания Москвой факта оккупации польских территорий Советским Союзом. По мнению польской стороны, узники – выходцы из Западной Украины и Западной Белоруссии, отошедших к СССР в 1939 г. после подписания пакта Молотова – Риббентропа, должны были упоминаться в экспозиции как граждане Польши, а не Советского Союза. Она также настаивала на том, чтобы на предваряющей экспозицию карте были выделены территории, «аннексированные» СССР на основании пакта, аналогичным требованиям должны были отвечать также пояснения и статистические данные, сопровождающие экспонаты.
В России эти абсурдные требования были расценены как неуместный политический демарш. Жертв Освенцима кое-кто явно хотел сделать заложниками сегодняшних неурегулированных аспектов в двусторонних отношениях. Но разве это не кощунство – через шесть десятилетий копаться в национальной принадлежности павших? На небесах национальности нет! По крайней мере, возникшие недоразумения можно было решить без крикливости и публичного вызова. Однако определённые силы сознательно вынесли этот вопрос на межгосударственный уровень, придали ему чуть ли не характер ультиматума.
Тогда ситуацию удалось разрешить, но то, что она была не случайным эпизодом, подтвердили последующие события. Не далее как 1 сентября 2009 года тот же Лех Качиньский на торжественно-траурном собрании европейских лидеров в Гданьске, провозглашая славу «всем солдатам, которые пали во время Второй мировой войны», посчитал необходимым акцентировать: «… войны против германского нацизма и большевистского тоталитаризма».
Призыв присутствовавшего там же Владимира Путина избавить, наконец, двусторонние отношения от груза недоверия, «не навязывая друг другу своих точек зрения, подняться над проблемами прошлого и вместе идти вперед», был проигнорирован.
А что теперь? Если 27 января польские власти и в Освенциме займутся репродуцированием антироссийских обвинений, будет весьма прискорбно. Станет окончательно ясно, что Варшава видит в истории лишь то, что хочет видеть. К счастью, не она определяет угол зрения мирового сообщества на тяжкое военное прошлое Европы 40-х годов ХХ века. Люди не забыли, кто и при каких обстоятельствах освободил оставшихся в живых узников Освенцима, кто несколько месяцев спустя задавил германский фашизм в его логове.
«Аушвиц–Биркенау» в Освенциме (70 км от Кракова) был самым большим гитлеровским концентрационным лагерем массового уничтожения людей во время Второй мировой войны. Первые транспорты с узниками стали прибывать сюда в июне 1940 г. Лагерный комплекс включал три лагеря. Общее количество узников в августе 1944 г. достигло свыше 100 тыс. человек.
Концлагерь был местом массового уничтожения людей, в первую очередь евреев, из Польши, СССР, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Норвегии, Румынии, Италии, Венгрии. По самым приблизительным подсчётам, здесь нашли свою смерть не менее 1,1 млн. человек. На территории лагеря гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и две временные газовые камеры. Весной 1942 г. на советских пленных и больных узниках были начаты первые опыты по применению газа «Циклон-Б». Сначала тела закапывали, а позднее сжигали в крематориях и специально выкопанных траншеях. На узниках также выполнялись псевдомедицинские эксперименты.
Советское руководство знало о существовании этой фабрики смерти. Из письма заместителя наркома внутренних дел комиссара госбезопасности 2-го ранга С. Круглова заместителю наркома иностранных дел А. Вышинскому от 29 сентября 1944 г.: «По вопросу о немецком концентрационном лагере в Освенциме и массовом уничтожении в нем заключенных нами выявлены и допрошены военнопленные, знающие о существовании этого лагеря. По показаниям военнопленных, концлагерь в Освенциме организован немцами в 1940 г. в зданиях, где ранее находились военные казармы… Вначале немцы сосредоточили в лагере евреев. В 1941–1943 гг. в лагерь свозились в большом количестве русские, поляки, французы, голландцы… Показания военнопленных о массовом уничтожении немцами заключенных, пытках, избиениях и т. п. характеризуют лагерь в Освенциме так же, как и Майданек. До 1943 г. трупы убитых немцы сжигали в двух специально для этого оборудованных печах. В 1943 г. печей было уже восемь. Таким образом, истребление людей приняло в лагере массовый характер… Как утверждают пленные, немцы уже уничтожили в этом лагере несколько сотен тысяч заключенных».
Располагая такой информацией, Ставка ВГК поставила освобождение Освенцима в качестве одной из задач войскам 1-го Украинского фронта в ходе Висло-Одерской наступательной операции. Освенцим был освобождён 27 января 1945 г. частями 100-й стрелковой дивизии генерала Ф.М. Красавина. Ворота лагеря открылись для оставшихся в живых на этот момент 7 тыс. узников.
В 1947 г. сейм Польской Народной Республики объявил территорию комплекса Памятником мученичества польского и других народов, здесь был открыт музей Аушвиц–Биркенау. Национальные экспозиции, размещённые в отдельных бараках, включают досье и личные вещи узников из более чем 30 стран. В 1979 г. музей был внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. Ежегодно его посещают более 1 млн. туристов.
В декабре прошлого года внимание к Освенциму привлекло происшествие, имевшее оттенок кощунства. С навершия ворот была похищена и распилена на три фрагмента кованая надпись «Arbeit Macht Frei» («Труд освобождает»). Хорошо, конечно, что полиции удалось быстро выйти на след похитителей и обнаружить металлическую табличку. Но сам факт кощунства свидетельствует о том, что в сознании какой-то части людей память о жертвах нацизма давно уже не свята.
Это – ещё один сигнал к тому, чтобы правительствам и народам наращивать усилия по преодолению исторического нигилизма. Попытки исказить или замолчать прошлое чреваты повторением чудовищных нацистских экспериментов над целыми народами, в том числе повторением ужасов концентрационных лагерей.
Эту мысль развивали члены международного Комитета Освенцима, которые свою ежегодную встречу решили в этом году провести в Москве. Одной из ключевых на заседании стала тема фальсификации истории. Уже не отдельные политики, а целые правительства, международные организации, вроде ПАСЕ, пытаются перелицевать прошлое в угоду собственным политическим интересам. Замалчивается правда о страданиях миллионов жертв немецкого фашизма, подвергается сомнениям справедливость вердикта Нюрнбергского трибунала, пересматривается роль Советского Союза в победе над гитлеровской Германией и освобождении Европы.
«Мы знаем и помним, что 65 лет назад Майданек, Освенцим и другие концлагеря освободили советские солдаты и Красная армия, – заявил председатель Израильского центра организаций переживших Холокост Ноах Флуг. – Когда мы томились в гетто, в концлагерях, нашей единственной надеждой была Красная армия, которая спасла нас, победила Гитлера и освободила Европу. В последнее время часто сравнивают государственные режимы в Советском Союзе и фашистской Германии, военное время называют "временем диктатур". Хочу сказать: для нас это сравнение неприемлемо».
На парадокс, который должен взволновать всех, обратил внимание посол Республики Польша в России Ежи Бар. «Самое главное, что сейчас должно нас волновать – как передать живую память молодому поколению, – отметил он. – Эта работа постоянно проводится в Освенциме, но проявляется определенный парадокс – возникает все больше возможностей узнать правду, появляется все больше научных трудов, они есть в книжных магазинах, а вот с тем, чтобы эти книги читала молодёжь – возникает проблема. Надеюсь, что предстоящее 65-летие освобождения Освенцима даст импульс для того, чтобы знание этой проблематики стало глубже среди молодого поколения».
Золотые слова! Сегодня, когда в Освенциме отдают дань памяти узникам, умерщвлённым в лагере, и советским солдатам, погибшим при освобождении этого лагеря смерти, воистину сами жертвы нацизма взывают: память о прошлом ни в коем случае не должна быть предметом историко-политических спекуляций.