Перейти к основному содержанию

Этот день в истории. Освенцим и Ленинград

"По мере приближения 27 января, объявленного ООН «Международным днём памяти жертв холокоста», российские СМИ наполнялись размышлениями о том, надо ли было российскому президенту участвовать в мемориальных мероприятиях в Освенциме и какую новую «правду» об освобождении узников этого концлагеря Советской армией преподнесут России на Западе... А ведь день 27 января свят для народа России как день снятия блокады Ленинграда..."

По мере приближения 27 января, объявленного ООН «Международным днём памяти жертв холокоста», российские СМИ наполнялись размышлениями о том, надо ли было российскому президенту участвовать в мемориальных мероприятиях в Освенциме и какую новую «правду» об освобождении узников этого концлагеря Советской армией преподнесут России на Западе.

Свою «правду» об этом преподнёс миру ещё во время предвыборной кампании Барак Обама, заявивший, что его двоюродный дед освобождал Освенцим. Республиканские оппоненты Обамы его притязания на славу предков в Освенциме немедленно пресекли: «двоюродному деду» кандидата в президенты США следовало в таком случае служить в Красной армии, иронизировали они, так как Освенцим освобождали только советские войска - без англо-американских союзников. Штаб Обамы парировал: дедушка Обамы освобождал не Освенцим, а Бухенвальд. Республиканцы в ответ на это сообщили, что означенный дедушка служил в 89-й пехотной дивизии 3 армии США, а Бухенвальд освободила 6-я танковая дивизия этой армии… Тогда в штабе Барака Обамы внесли окончательную поправку: его родственник якобы участвовал в освобождении одного из небольших лагерей в Тюрингии, входившего в сеть Бухенвальда, а соответствующие сведения о 89-й дивизии пополнили интернет-порталы мемориальных сайтов о холокосте.

Этой версии уже и придерживался Барак Обама, участвуя в кампании присвоения Западом ведущей роли в победе над фашизмом, беззастенчиво разыгранной на праздновании 65-летия высадки союзников в Нормандии. Надо сказать, президент США оказался даже великодушнее своих западных коллег, напомнив, что и СССР сражался не на стороне Гитлера (немалое число американцев убеждено в обратном). Как отмечал российский МИД, Обама оказался единственным западным лидером, упомянувшим о «русских, которые понесли одни из самых тяжелых потерь на восточном фронте». Николя Саркози заметил, что «битва за Нормандию решила исход войны», по французскому телевидению был показан документальный фильм о высадке в Нормандии чернокожего контингента, принимавшего, прямо скажем, не самое активное участие в военных действиях. Британский премьер назвал 6 июня 1944 года «днём триумфа добра над злом, потому что Нормандия - это единственное место, откуда - после пяти лет тотальной войны и 40 миллионов погибших Европа могла быть освобождена». Премьер-министр Канады сказал что-то о «переломе в войне» и даже о «повороте в истории», о «спасении человечества», о «начале освобождения Европы и спасении цивилизации от фашизма».

МИД России тогда застенчиво выразил недоумение: мол, «ни слова не было сказано о решающей роли в Победе Советского Союза, который принял на себя самый страшный удар гитлеровской армии и понес самые крупные человеческие потери». Мы не намерены принижать значение «битвы за Нормандию», отмечалось в комментарии МИД РФ, и ставить под сомнение храбрость солдат союзников, но выступаем за корректность оценок хода Второй мировой войны и её итогов.

Пока в России робко ратуют за «корректность» в оценках Второй мировой войны, фальсификаторы истории на Западе начисто эту корректность отбрасывают. В упомянутом комментарии МИД РФ по поводу празднования годовщины высадки союзников в Нормандии ни слова не было сказано о речи Ангелы Меркель в Бухенвальде. Да, фрау Меркель вспомнила о России, но в каком контексте! «Мы были способны вновь обрести наше место как членов международного сообщества благодаря дальновидному партнёрству», - говорила она при посещении вместе с Обамой Бухенвальда. Под «дальновидным партнёрством» канцлер Германии имела в виду… события 1989 года, положившие конец «болезненному разъединению Германии и европейского континента». И ни слова о том, что разъединённым в результате оказался русский народ – победитель во Второй мировой войне! Призвав помнить о мучениках Бухенвальда, Меркель вспомнила «о жертвах так называемого специального лагеря 2 для заключённых, организованного советской военной администрацией с 1945 по 1950». Госпожа канцлер заявила, что в этом лагере «тысячи людей погибли от бесчеловечных условий заключения», ни словом не обмолвившись о широкой подготовке вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции международных диверсий против СССР с участием бывших немецких нацистов (что во многом и предопределило появление лагеря НКВД на территории Германии).

Из нынешних версий истории ХХ века удалён тот факт, что Бухенвальд официально не был лагерем смерти, как Освенцим, что борцы антифашистского коммунистического подполья в лагере сами освободили себя ещё до прихода американцев, что русские коммунисты накануне восстания спасали массы предназначенных к уничтожению евреев, меняя жёлтые звезды на свои красные с буквой R – русские! Сразу после войны об этом ещё помнили, мир уважал несокрушимый дух истинных героев антифашистского сопротивления. Не случайно именно 11 апреля – день восстания антифашистского подполья Бухенвальда, когда над русским бараком взвился красный флаг, - был официально объявлен Днём памяти жертв концентрационных лагерей.

Узник Бухенвальда, командир русско-чешского отряда восставших Иван Иванович Смирнов, писал в своих мемуарах о Бухенвальде: «Ты показал мне до какой высоты может подняться человек, сколько он может вынести и не упасть. Какие бы проявления человеческой слабости и подлости я ни увидел теперь, я знаю другое - человек, это хрупкое существо, может иметь огромную силу, если он знает, что борется во имя правды. Мне теперь ничего не страшно. Я знаю, что мужество беспредельно…»

Нынешнему поколению пытаются окончательно навязать иную «правду». Мужество, силу духа, интернациональное братство советских людей в борьбе с мировым злом - вот что пытаются вытравить из людской памяти! Не потому ли день 27 января - в память об освобождении 27 января 1945 года Освенцима и огромных жертвах в этом лагере смерти среди евреев - объявили «Международным днём жертв холокоста», подменяя этим память о героях интернационального антифашистского сопротивления 11 апреля и о великом подвиге Ленинграда?! Вот тут бы Министерству иностранных дел России и вспомнить о «корректности» в оценках той войны…

А ведь день 27 января свят для народа России как день снятия блокады Ленинграда... Я хорошо помню, что в нашей семье, пережившей блокаду Ленинграда, этот день всегда был светлым и праздничным: Ленинград выстоял, победил! Выжившие в блокаду не считали себя ни героями, ни жертвами. Моя мать, девчонка, работавшая в газете «Знамя Победы» 23-й армии, каждый день под бомбёжками отправлялась за линию фронта, чтобы поделиться пайком с бабушкой, сестрой, соседями по коммуналке. Паёк собирали всем миром – из скудных воинских рационов, что-то мать обменивала на полагавшийся всем военнообязанным табак. Родные не избежали дистрофии, хотя и об этом рассказывали не в героических тонах, а даже с юмором. Бабушка вспоминала, как в блокадном Ленинграде им, дистрофикам, как-то организовали баню. Мылись вместе – сборище скелетов, мужчины и женщины… Тётка, тоже переболевшая дистрофией, рассказывала, как её ноги превратились в такие тонкие палочки, что в старых ботах перекатывались от одного конца боты к другому. «Иду,- говорила, - со свистом, а ноги в ботах чмок-чмок…» Они бережно охраняли память о блокаде, об истории, в которой никто не забыт и ничто не забыто. Безмолвным напоминанием о блокаде было лишь то, что в нашем доме никогда не выбрасывали хлеб. Война и блокада Ленинграда прошла через жизни моих родных как что-то, благодаря чему они открыли друг в друге самое ценное. До конца жизни самыми радостными были их ежегодные встречи с однополчанами 23-й армии Ленинградского фронта, друзьями из газеты «Знамя Победы».

Они считали себя счастливыми…

Неужели мы позволим растоптать их знамя?

Оцените статью
0.0