Перейти к основному содержанию

Что хочет Обама? (I)

"Подписание в Праге договора СНВ-3 и принятие Конгрессом США эпохального закона о медицинской реформе - два крупных политических прорыва Барака Обамы на фоне целого ряда нерешенных проблем: Афганистан, Иран, Ирак, израильско-палестинский конфликт, продолжающийся финансовый кризис и рекордная безработица дома. И хотя перечень неудач гораздо длинней списка достижений, «прорывы» Обамы могут оказаться чем-то большим, чем его личным политическим успехом..."

Подписание в Праге договора СНВ-3 и принятие Конгрессом США эпохального закона о медицинской реформе - два крупных политических прорыва Барака Обамы на фоне целого ряда нерешенных проблем: Афганистан, Иран, Ирак, израильско-палестинский конфликт, продолжающийся финансовый кризис и рекордная безработица дома. И хотя перечень неудач гораздо длинней списка достижений, «прорывы» Обамы могут оказаться чем-то большим, чем его личным политическим успехом или выполнением предвыборных обещаний.

По сути, каждое из этих событий в американской политике представляет собой веху, ибо даёт старт целому политическому процессу и основано на некой идеалистической, а точнее утопической концепции. В случае с СНВ-3 это переход от режима нераспространения к процессу многостороннего ядерного разоружения, в который Обама надеется вовлечь как можно больше стран - под американским политическим руководством, разумеется. И здесь развернётся некая глобальная кампания под универсальными лозунгами, апеллирующая к либеральной и к левой аудитории. Нечто вроде советской "борьбы за мир во всем мире." Конечной целью этого процесса объявлена совсем уж фантастическая идея "безъядерного мира," о которой сам Обама сказал на подписании договора в Праге, что он «не доживёт до этого».

Подчёркнутый внешнеполитический "идеализм" Обамы нашёл отражение и во внутренней политике, где президенту США ценой колоссальных усилий удалось протолкнуть закон о медицинской реформе. Закон этот основан на противоестественной для духа американского капитализма идее социальной справедливости. Он предполагает в течение десяти лет распространить обязательное медицинское страхование на десятки миллионов беднейших американцев. Причём финансирование этой программы будет осуществляться за счет увеличения налога на несколько процентов самых богатых американцев. Неудивительно, что такая идея показалась "кощунственной" республиканцам и прессе, содержащейся транснациональной олигархией.

Реформаторский пыл Обамы невольно рождает скепсис и подозрения в двойной игре или саморекламе. Подозрения насчёт мотивов Обамы определяются масштабом мышления самих критиков. Особенно велико количество скептиков в Соединённых Штатах, но их хватает и в России, причем как в либеральном, так и патриотических лагерях. Налицо явный диссонанс между, казалось бы, несбыточным прожектерством Обамы и сохранением традиционного курса США по всем основным азимутам. Так что же означают нововведения Обамы и чего добивается американский президент? Является ли Обама действительно наивным идеалистом или он своими действиями прикрывает подлинные цели американской политики?

Ответы на эти вопросы довольно просты. Обама, конечно, не Красная Шапочка. И, несомненно, хочет сохранить глобальное лидерство, которое США завоевали в XX веке. Однако достичь этого невероятно сложно, поскольку весь процесс глобализации и выстроенная этим процессом система международных финансов оказались под вопросом. По сути, США очутились в историческом тупике, заведенные туда алчностью финансовой олигархии и тупым напором неоконсерваторов. А поскольку США были и остаются лидером процесса глобализации, вслед за ними в тупик забрели и все остальные верблюды этого каравана. Известно, что из тупика нет хода вперед, только назад. Однако необходимость двигаться задом наперед - лишь полпроблемы для Обамы. Надо еще заставить караван двигаться за тобой после того, когда ты его уже завёл не туда. Понятно, что в условиях, когда экономическая и политическая мощь Америки тает, а военная – не может быть применена в полной мере, Обаме, Соединённым Штатам нужен какой-то другой, новый вид лидерства.

Возглавив, казалось бы, утопичную борьбу за полное запрещение ядерного оружия, Обама пытается захватить моральное мировое лидерство и через него вернуть политическое. Попросту говоря, Обама хочет восстановить привлекательный имидж Америки, будучи стеснённым в средствах и ограниченным в свободе действий.

При этом Обама пытается обходить препятствия слева, а не справа, как это принято в американской политике. Именно в этом ключе и выдержан закон о медицинском страховании. Отсутствие такого закона воспринималось в странах Европейского Союза и Японии, где существует поголовное медицинское страхование, как "национальный позор Америки." В самой Америке снижение жизненного уровня и рост безработицы грозили превратить проблему лишённых медицинского обслуживания в источник социальной напряжённости. Принятие закона сняло эту угрозу и одновременно вернуло Америке право на моральное лидерство в глазах западноевропейцев.

Такова, на наш взгляд, идеологическая мотивация Обамы. Надо сказать, что крен "влево" Обамы нисколько не противоречит основным стратегемам Пентагона. В частности, известная концепция "подавляющего военного превосходства над остальными армиями мира" вполне согласуется с обамовской идеей о "полном ядерном разоружении". Идею эту высказывал еще такой "миротворец", как президент Рональд Рейган, который в своём кругу не раз мечтал о том, чтобы "изобрести ядерное оружие обратно." Собственно, его блеф 1983 года со "стратегической оборонной инициативой" подкреплялся его желанием полностью «истребить» ядерное оружие. Гораздо более предметной была инициатива таких тяжеловесов американской политики, как бывшие госсекретари Генри Киссинджер и Джордж Шульц, министр обороны Уильям Перри и сенатор Сэм Нанн, опубликовавших 4 января 2007 г. в Уолл Стрит Джорнэл письмо, призывавшее сделать концепцию безъядерного мира стратегической целью внешней политики США. С тех пор инициатива "банды четырёх", как их называют в прессе, завоёвывала всё новых сторонников во всех частях американского политического спектра. В результате среди большей части политической элиты США, похоже, возобладало мнение, что в условиях подавляющего военного превосходства Соединённых Штатов над остальным миром ядерное оружие, особенно в чужих руках, является не защитой, а угрозой американской национальной безопасности, а точнее, политической гегемонии. Обама стал первым американским президентом, который пытается возвести это распространённое в США мнение в ранг государственной политики.

Среди практических шагов в этом направлении следует отметить принятие новой ядерной доктрины США, где главной угрозой для Америки называется не противостояние ядерных держав, а угрозы попадания ядерного оружия в руки террористов и распространения оружия массового уничтожения.

Другой такой мерой стал инициированный Обамой саммит по ядерной безопасности, проходивший в Вашингтоне 12-13 апреля, на котором главы 47 государств, включая Россию и Китай, обсуждали возможность принятия некого глобального договора по контролю над безопасностью и сохранностью расщепляющихся материалов. Аналогичный представительный саммит по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) пройдёт в мае в Нью-Йорке. Среди прочего на нём будет обсуждаться возможность сокращения ядерного арсенала всех членов "ядерного клуба" в рамках их национальных стратегий.

К этому же ряду идей относится предложение канцлера Германии Ангелы Меркель и лидеров других европейских государств, где размещено американское ядерное оружие (Бельгия, Люксембург, Норвегия и Нидерланды), вывести это оружие с их территории. (1) Данное предложение звучало бы революционно, если бы обязательство не размещать ядерное оружие за пределами национальных территорий не содержалось в подписанном 8 апреля 2010 года договоре СНВ-3.

Наконец, сам договор СНВ-3 также является средством достижения глобальной амбициозной цели. К тому же он даёт Соединённым Штатам серьёзные дипломатические и правовые козыри для решения вопроса, который стал одним из векторов американской внешней политики - иранской «ядерной проблемы» (2).


(Окончание следует)

______________________

(1) http://www.vz.ru/politics/2010/2/19/377559.html, http://www.ng.ru/world/2010-04-12/6_germany.html

(2) https://www.fondsk.ru/articlelist.php?author_id=313

Оцените статью
0.0