Спустя неделю, после того как 7 апреля президент Киргизии К. Бакиев бежал из Бишкека в результате массовых акций протеста оппозиции и вместе со своими родственниками окопался в родовом селе под Джалал-Абадом, напряженная политическая ситуация в республике частично разрядилась. Вечером 15 апреля Курманбек Бакиев покинул Джалал-Абад, предварительно сложив с себя, по неподтвержденным данным, президентские полномочия, и перебрался в казахстанский Тараз. По словам главы временного правительства Киргизии Розы Отунбаевой, новые власти разрешили выезд К. Бакиева по просьбе международных организаций и лидеров ряда государств, просивших сохранить ситуацию с теперь уже бывшим президентом в рамках «цивилизованных отношений» и не допустить расправы над ним. В Киргизии же безопасность К. Бакиева временное правительство гарантировать не могло.
Отъезд К. Бакиева, ставший результатом совместных усилий России, США, Казахстана, ООН и ОБСЕ, завершил эпопею с его пребыванием на юге страны, запомнившуюся рядом противоречивых заявлений. К. Бакиев то предлагал перенести столицу Киргизии из Бишкека в Ош иди Джалал-Абад, то говорил о недопустимости раскола страны. То заявлял об отказе слагать с себя президентские полномочия и нелегитимности временного правительства, то - о готовности вести с ним переговоры и даже уйти с поста президента в обмен на гарантии безопасности для себя и членов своей семьи. Именно соображения безопасности на протяжении последней недели являлись главным мотивом действий клана Бакиевых, рассчитывавшего выйти из этой сложной ситуации с наименьшими потерями. По мнению ряда наблюдателей, действия президента и его окружения, готовившихся к возможному вооруженному столкновению с новыми властями, ставили Киргизию на грань гражданской войны, и только отказ временного правительства от применения силы позволил избежать еще одного кровопролития.
С целью демонстрации народной поддержки окружение президента организовало ряд митингов в его поддержку. 13 апреля сторонники К. Бакиева провели в Джалал-Абаде митинг, на который собралось около 3 тыс. человек. Среди них присутствовали как сторонники, так и противники президента, которого охраняли около сотни вооруженных железными прутами и автоматами человек. Выступая на митинге, К. Бакиев заявил, что временное правительство не признает и уходить в отставку с поста президента не собирается, но при этом и захватывать власть на юге республики, в Оше и Джалал-Абаде, он не намерен.
Впрочем, возможности для захвата других городов у президента уже не было, так как все силовые структуры перешли на сторону временного правительства. Попытка К. Бакиева 15 апреля организовать в свою поддержку митинг в Оше закончилась неудачей. Несколько сот «бакиевцев» были вытеснены сторонниками временного правительства с центральной площади города, причем между ними возникла потасовка. Охрана К. Бакиева была вынуждена открыть стрельбу в воздух и увести президента в расположенное поблизости здание кинотеатра. Затем К. Бакиева посадили в машину, которая на большой скорости покинула площадь. После этого инцидента президент и принял решение покинуть Киргизию. Соответствующее предложение ему, по всей видимости, было сделано еще утром в ходе телефонного разговора с В. Путиным. В пользу этого говорит и тот факт, что Киргизию Курманбек Бакиев покинул на российском военном самолете. По словам представителей временного правительства, исключение было сделано только для самого К. Бакиева, никто из его родственников не был выпущены из страны. Однако, по сообщениям информагентств, вместе с К. Бакиевым из Киргизии отбыл «ряд высокопоставленных чиновников».
Между тем временное правительство в Бишкеке возбудило против ближайших родственников К. Бакиева уголовные дела. 9 апреля исполняющий обязанности генерального прокурора Киргизии Б. Ибраев сообщил о возбуждении уголовных дел против старшего сына президента Марата, занимавшего пост советника председателя комитета по национальной безопасности, и его брата Жаныша, возглавлявшего службу государственной охраны. Они обвиняются в том, что отдали приказ стрелять по участникам штурма здания правительства в Бишкеке, в ходе которого по последним данным погибли 84 человека. 13 апреля А. Бекназаров, курирующий в новом правительстве прокуратуру и суды, заявил об издании декрета, лишающего К. Бакиева неприкосновенности. Вскоре, однако, руководитель аппарата временного правительства Эдиль Байсалов заявил, что такого декрета Р. Отунбаева не подписывала и посягать на безопасность президента никто не собирается.
Вдобавок Киргизия оказалась в крайне сложном экономическом положении. 10 апреля стало известно, что в казне после бегства К. Бакиева в Джалал-Абад осталось всего 986 миллионов сомов (около 16 миллионов евро). Между тем только Россия весной прошлого года предоставила Киргизии два кредита на общую сумму 450 млн. долл. Позднее вице-премьер Темир Сариев, курирующий во временном правительстве финансовые вопросы, сообщил, что в казне находится порядка 50 млн. долл., и этого пока достаточно, чтобы осуществлять финансирование защищенных статей бюджета, включая выплату пенсий и пособий. Тем не менее финансовое положение Киргизии остается довольно сложным. Только выплаты по внешнему долгу в этом году составляют порядка 67 млн. долл. (5-7 млн. долл. в месяц), что требует его реструктуризации. В годовом исчислении дефицит бюджета составляет около 285 млн. долл. (20,4%), притом что весь он равен 1,4 млрд. долл.
Что касается Фонда развития Кыргызстана, который находился под управлением возглавляемого младшим сыном президента Максимом Бакиевым Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям, то в нем, по словам Т. Сариева, было около 280 млн. долл., из которых 100 млн. были вложены в строительство Камбаратинской ГЭС-2. Остальные деньги были инвестированы в коммерческие проекты с целью получения прибыли. Средства, которые остались в фонде, на сегодняшний день депонированы до особого распоряжения, и сейчас новые власти готовят документы для их передачи в государственный бюджет. По словам Т. Сариева, «в рамках расследования уголовного дела против семьи Бакиевых будет создана межведомственная комиссия, которая будет отдельно изучать все финансовые операции». Для того, чтобы предотвратить вывод активов за рубеж, сразу после прихода к власти временного правительства деятельность всех банков в стране была приостановлена.
Надежды Киргизии на масштабную финансовую помощь со стороны России пока не оправдались. Вместо 150 млн. дол., которые на переговорах в Москве просил вице-премьер временного правительства А. Атамбаев, правительство России обещало выделить всего 50 млн., причем 20 млн. из них – в виде безвозмездного гранта на социальную поддержку населения и 30 млн. – в виде льготного кредита. Кроме того, Россия объявила о намерении поставить в Киргизию 25 тыс. тонн нефтепродуктов и 1,5 тыс. тонн семян, необходимых в преддверии посевной кампании, а также о планах увеличить закупку у Киргизии овощей и фруктов. Выделять более крупные суммы Москва не спешит, видимо, по нескольким соображениям. Во-первых, она еще хорошо помнит судьбу тех кредитов, которые были выданы весной 2009 года. Во-вторых, в нынешней нестабильной ситуации нет никакой уверенности в том, что эти кредиты в перспективе могут быть конвертированы в экономическое и политическое влияние России. В результате за финансово-экономической помощью Киргизия обратилась к Турции.
О том, что в Москве пока относятся к новым властям Киргизии с осторожностью, говорят и другие факты. 15 апреля российский МИД выразил «серьезную обеспокоенность» в связи с многочисленными обращениями граждан РФ и российских соотечественников по поводу «рейдерских захватов и нападений на офисы их компаний и жилые дома, проявлениями бытового национализма в Бишкеке и ряде других районов Киргизии», на которые местные власти и правоохранительные органы не реагируют. В тот же день президент РФ Д. Медведев заявил, что «вопрос о полноформатных отношениях с новым руководством Киргизии будет решен президентом России отдельно, с учетом подлинной воли киргизского народа и способностью ныне действующих лиц обеспечить правопорядок в стране и решение неотложных социально-экономических задач». Однозначно пророссийских политиков во временном правительстве Киргизии нет. Все они уже побывали на руководящих постах при А. Акаеве и К. Бакиеве, многие к тому же имеют развитые связи на Западе. Поэтому Москва, видимо, хочет от новых властей в Бишкеке гарантий того, что масштабная экономическая помощь в случае ее оказания послужит укреплению российских позиций в Киргизии.