Перейти к основному содержанию

Последний бой. 20 августа исполнилось бы 70 лет президенту Югославии Слободану Милошевичу

20 августа исполнилось бы семьдесят лет президенту Югославии Слободану Милошевичу... Говорить о том, что С.Милошевич защищал в Косово только сербов, будет неверным. Он защищал всех граждан Сербии, а албанцев Косово, может быть, даже в первую очередь, ведь в 1997-1998 годах численно основными жертвами террора так называемой «Освободительной Армии Косово» были именно албанцы. Эта страница истории косовского кризиса пока ещё мало известна...

20 августа исполнилось бы семьдесят лет президенту Югославии Слободану Милошевичу… Он родился в 1941 году в г. Пожаревац. В 1964 году закончил юридический факультет Белградского университета. С 1969 г. работал на предприятии «Техногаз» заместителем директора, затем директором. С 1978 г. – председатель Объединенного Белградского Банка. С 1983 года работал в Президиуме ЦК Союза Коммунистов Сербии. В 1984 году его избирают Председателем Белградского горкома Союза коммунистов, а в июне 1986 г. председателем ЦК СК Сербии. В 1989 году Слободана Милошевича избирают президентом Сербии, а затем переизбирают еще два раза: 1990 и 1992 году. Президентом Союзной Республики Югославия С.Милошевич был избран 15 июля 1997 года.

Слободан Милошевич был первым югославским политиком, который, побывав в Косово в апреле 1987 года, публично выразил поддержку сербскому населению, подвергавшемуся насилию со стороны албанских сепаратистов. Его знаменитые слова, произнесённые в Газиместане в июне 1989 года «Никто больше не посмеет вас бить», впоследствии были использованы против него в Обвинительном акте Гаагского трибунала. Однако прокуратура МТБЮ грубо исказила смысл его слов, выдернув из текста одну цитату и приводя её в обоснование своих обвинений. Вот эта цитата: "Нас ждут сражения". И прокуратура пыталась использовать эти слова как доказательство планирования войны! На самом деле Слободан Милошевич сказал следующее: «Равноправные отношения между югославскими народами являются необходимым условием для сохранения Югославии, для её выхода из кризиса и тем более необходимым условием для её экономического и общественного процветания. Этим Югославия не выделяется из социальной окружающей среды современного, особенно развитого мира. Этот мир всё больше характеризуется национальной терпимостью, национальным сотрудничеством и национальным равноправием. (...) Я уверен, что сознание о согласии и единстве позволит Сербии быть не просто государством, но успешно функционирующим государством. Имеет смысл сказать об этом здесь, в Косово, где несогласие когда-то трагически и на века отбросило назад и поставило под угрозу Сербию и где обновлённое согласие может продвинуть её вперёд, вернуть её единство. Такое понимание взаимоотношений представляет собой элементарную необходимость, так как судьба её находится в объединённых руках всех её народов. Спустя шесть веков, мы сегодня опять находимся в сражениях и перед сражениями. [Вот она – эта выдернутая прокуратурой из контекста фраза!] В Сербии никогда не жили только сербы. Сегодня в ней больше, чем ранее, живут представители других народов. Это не изъян для Сербии. Я искренне уверен, что в этом её преимущество». (1)

Вот что говорил Слободан Милошевич на самом деле. Он говорил о сражениях за равноправие и за мирное сосуществование всех народов Сербии!

Сербов Косово защищал Слободан Милошевич и уже будучи в Гаагском трибунале. Он привлекал внимание «цивилизованного» мира к теперь уже не постановочному, а реальному геноциду: «Только в течение первого года иностранного присутствия в Косово и Метохии было совершено пять тысяч терактов, убито и похищено несколько тысяч человек. Разрушено 150 церквей. Господа, если бы где-то было разрушено 150 мечетей, 150 костелов или 150 синагог, весь мир бы говорил об этом»! (2)

Сегодня сербов в Косово в верхних эшелонах сербской власти защитить некому… Впрочем, говорить о том, что С.Милошевич защищал в Косово только сербов, будет неверным. Он защищал всех граждан Сербии, а албанцев Косово, может быть, даже в первую очередь, ведь в 1997-1998 годах численно основными жертвами террора так называемой «Освободительной Армии Косово» были именно албанцы. Эта страница истории косовского кризиса пока ещё мало известна.

Слободан Милошевич умер в камере Гаагского трибунала 11 марта 2006 года. Он прожил только 64 года. Но память о нём останется в истории навсегда. И не только в истории сербов и других народов Югославии, но в истории мировой. Ведь свой главный бой он дал мировой глобальной власти («мировому негодяйству» - по выражению философа А.А.Зиновьева). Этот бой записан на пятидесяти тысячах страниц стенограмм судебного процесса. Многие из этих страниц пустые. Это – свидетельство страха тех, кто затеял этот «процесс века». Гаагский трибунал хотел доказать свои обвинения в суде, но защита С.Милошевича была столь мощной, что суд был вынужден использовать секретных свидетелей, дающих показания за закрытыми дверями. Поэтому тысячи страниц стенограмм процесса – пустые. Что ж, и пустые страницы – тоже свидетельство для истории…

Несмотря на то, что официально судебный процесс против С.Милошевича был прекращён 14 марта 2006 года, на самом деле процесс продолжается. Так, 19 июля уже текущего 2011 года Апелляционная палата МТБЮ утвердила приговор бывшему пресс-секретарю Гаагского трибунала Флоранс Хартманн. Основанием для уголовного преследования своего бывшего официоза стала публикация Ф.Хартманн информации о секретных стенограммах Высшего Совета Обороны Югославии, в которых якобы содержались неопровержимые доказательства вины югославских властей и лично С.Милошевича (как председателя Совета) в преступлениях, совершённых во время войны в Хорватии и Боснии. «Тонким моментом» этой «утечки» было то, что трибунал, обладая этими стенограммами, якобы не мог ими воспользоваться для доказательства. Абсурдность ситуации объяснялась тем, что документы были получены от новых «демократических» властей Сербии с условием их полной секретности, так как обнародование этих материалов повлекло бы осуждение Сербии уже в другом суде – Международном Суде ООН по иску Боснии. И вот во время процесса против Хартманн трибунал полностью рассекретил эти стенограммы. (3) И что же мы там видим? Конечно, никаких доказательств вины ни С.Милошевича, ни высшего руководства Югославии там нет. Зато сколько лет жил и лелеялся этот миф! Как бы в насмешку, Хартманн всё равно была осуждена. (4)

Теперь уже бывший главный прокурор процесса британец Джеффри Найс в недавнем интервью утверждал, что власти США обладают записями радиоперехватов телефонных разговоров Слободана Милошевича с генералом Ратко Младичем, касающихся событий в Сребренице, и что он, Найс, полжизни положил на борьбу за то, чтобы получить от жадных американцев эти документы. Но опять-таки безуспешно. (5) Как видим, тактика обвинителей Милошевича одинакова – дескать, доказательства есть, но они «настолько секретны», что никому их видеть нельзя! Над всем этим можно было бы только смеяться, если бы всё это не было столь грустным.

Судебный процесс Слободана Милошевича получил неожиданное продолжение и в отношении другого вопроса – условиях его содержания в тюрьме. После опубликования «Викиликсом» депеш американского посольства о встречах с начальником тюрьмы МакФадденом, который передавал дипломатам личную информацию о президенте Югославии. Главный борец с Гаагским трибуналом профессор В.Шешель, сам находящийся в гаагском заточении уже девятый год, подал иск с требованием привлечь МакФаддена к ответственности. 18 июля судебная палата вынесла решение по делу. Она заявила, что, хотя действия МакФаддена не являются нарушением по статье 77 Правил процедуры трибунала, имеются основания для расследования со стороны ООН. Таким образом, МакФадден, хотя и не был наказан самим трибуналом, но и не был отмыт от своих деяний окончательно. (6)

Таким образом, несмотря на то, что судебный процесс против Слободана Милошевича, казалось бы, давно закончился, на самом деле он продолжается. Не сумев осудить президента Югославии напрямую, предпринимаются попытки осудить его опосредованно – через другие процессы (Милутиновича,  Перишича, Станишича,  Симатовича и ряд других)… Но не получится ничего у Гаагского трибунала. Слишком уж все эти попытки шиты белыми нитками. Уверен, история разберётся и с ложью, и с пустыми страницами…

* * *

Слободан Милошевич был похоронен в саду родного дома в Пожаревце. Мне довелось побывать в этом саду и поклониться его могиле. Стоя перед ней, я благодарил его за его бесстрашную жизнь и тот последний бой с мировым злом, который он дал за нас всех.

___________________________________

(1) Речь С.Милошевича 2002 года цитируется по изданию: Мезяев А.Б., Процесс против Слободана Милошевича в Гаагском трибунале, Казань. 2006. С.33.

(2) Речь С.Милошевича 2004 года цитируется по изданию: Рыжков Н.И., Примаков Е.М., Мезяев А.Б., другие, Говорят свидетели защиты, М., 2005. С.72.

(3) С текстами стенограмм можно ознакомиться: http://www.sense-agency.com/home/icty.59.html

(4) In the Case Against Florence Hartmann. Judgement. 19 July 2011

(5) Prosecutor v. Radovan Karadzic, Decision on the Accused's Motion for Access to Ex Parte Filings In The Slobodan Milosevic Case (Srebrenica Intercepts) 28 February 2011.

(6) Prosecutor v. Slobodan Milosevic, Decision on the Initiation of Contempt Investigations,18 July 2011.

Оцените статью
0.0