Сессия китайского парламента: военно-политический аспект

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Китае продолжает работу 5-я сессия Всекитайского собрания народных представителей XI созыва. Вопросы, которые на неё вынесены, традиционны для китайского парламента: главные из них - утверждение доклада премьера Госсовета Вэнь Цзябао о работе правительства за прошедший год, план и бюджет социально-экономического развития страны на текущий год.

Выступая 5 марта с докладом о работе правительства, Вэнь Цзябао признал, что мировой финансово-экономический кризис достиг КНР. «Китайская экономика столкнулась с новыми проблемами», - заявил он. В 2011 году экономический рост КНР составил 9,2%, замедлившись по сравнению с 10,4% в 2010 году. Дефицит бюджета в 2012 году запланирован на уровне 1,5% ВВП, в прошлом году он составил 1,8%.

В связи с воздействием кризиса Китай снизил ориентир роста своей экономики до 7,5% - самого низкого показателя с 1990 года. Однако определяемый Пекином ориентир экономического роста является, скорее, барьером, через который нетрудно перейти. В предыдущие 8 лет тоже устанавливались 8%, но каждый раз с легкостью преодолевались. 

Многое будет зависеть от состояния мировых рынков, поскольку страна является крупнейшим в мире экспортером. Пока предусматривается рост экспорта на 10%. В прошлом году он увеличился на 22,5% - до 1,9 трлн. долларов.

Планируется, между прочим, сохранение стабильного курса юаня. Иначе говоря, в Пекине не намерены идти навстречу пожеланиям Вашингтона и существенно ревальвировать юань в интересах облегчения жизни доллару. Несомненно, стабильный курс юаня – это важный фактор ускорения роста объема использования китайской валюты в международной торговле.

Несмотря на очевидные сложности в экономике, особое внимание на сессии китайского парламента было уделено модернизации вооруженных сил. Военный бюджет Китая на 2012 год, который должен быть принят сессией ВСНП, планируется в размере 106,4 млрд. долларов США. Расходы на оборону вырастут на 11,2 % и будут расти быстрее, чем ВВП. В то же время 106 млрд. долларов – отнюдь не астрономическая сумма. Это всего лишь 1,3% ВВП страны, тогда как военный бюджет США и Великобритании превышает 2% их ВВП. В абсолютных цифрах отличия еще более разительны. Военный бюджет США в 2012 году составит 662,5 млрд. долларов, что в шесть с лишним раз больше, чем оборонные расходы Китая. 

Основными направлениями модернизации китайских вооруженных сил являются наращивание мощи авиации и военно-морского флота. Это связано, в первую очередь, с растущей активностью США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который Вашингтон объявил главной зоной своих военно-стратегических интересов.

Как известно, обновленная военная доктрина США «Укрепление глобального лидерства США: приоритеты обороны в ХХI веке» предусматривает, что вооруженные силы Соединенных Штатов должны быть отныне способны вести и одержать победу в одной крупной войне, успешно сдерживая при этом агрессивные устремления второго противника.

Американцы не скрывают и прямо пишут, в какой именно части планеты они готовятся одержать такую победу. Речь идет об Азиатско-Тихоокеанском регионе. Понятно, что основным противником здесь для США становится Китайская Народная Республика. В течение последних нескольких месяцев целый ряд высокопоставленных представителей администрации США неоднократно заявляли о своей растущей озабоченности военной политикой КНР в АТР.

В рамках наращивания своего военного присутствия в регионе США намерены к 2016 году в Дарвине (Австралия) разместить 2500 американских морских пехотинцев, а также построить базу дальней авиации и расширить портовую инфраструктуру. Кроме того, 50 тыс. военнослужащих США находятся в Японии и еще 28 тыс. – в Южной Корее. 

«Соединенные Штаты также намерены путем усиления давления вызвать панический страх внутри Китая. В связи с этим КНР необходимо продолжать развиваться, чем быстрее, тем лучше. Нарастающая мощь Китая будет постепенно менять отношение азиатско-тихоокеанских стран к КНР и США», - писала в конце ноября прошлого года газета «Жэньминь жибао», орган ЦК Компартии Китая.

Стремясь ослабить Китай в роли регионального лидера, США усиливают дипломатическую поддержку Филиппинам и Вьетнаму, претендующим на спорные острова в Южно-Китайском море, и навязывают себя в качестве посредника в этом конфликте. Речь идет о шельфе, богатом углеводородами. В ответ на давление США в Китае выделяются средства на строительство нескольких авианосцев с кораблями сопровождения. Первый китайский авианосец, переделанный из недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг», уже побывал в двух первых испытательных плаваниях. На нем будут размещены палубные истребители J-15, учебно-тренировочные самолеты морской авиации JT-9 и вертолеты Z-8. В Пекине не скрывают своей цели - установления военно-морского равновесия в АТР вместо «военного всемогущества США».

Вслед за США и Россией китайцы приступили к разработке испытаниям истребителя пятого поколения. Характерно, что первый полет истребителя Chengdu J-20 в начале января 2011 года пришелся на второй день визита в Китай тогдашнего министра обороны США Роберта Гейтса. Глава Пентагона после этого вынужден был признать, что американская разведка недооценила темпы развития китайского оборонного комплекса.

Перед военно-морским флотом Китая ставится задача обеспечить бесперебойные поставки нефти из стран Ближнего и Среднего Востока, в частности из Ирана. Последнее настолько важно, что председатель КНР Ху Цзиньтао завил: в случае военного нападения на Иран Китай выступит в его поддержку, «даже если это приведет к мировой войне».

Совершенствует Китай и свою стратегическую ядерную триаду. Упор делается на развитие подвижных ракетных комплексов с баллистическими ракетами. 

Вэнь Цзябао в докладе правительства прямо призвал готовить армию к победе в локальных войнах в условиях информатизации.

В США и Китае в эти дни размышляют об «иранской проблеме». Накануне во время переговоров с президентом США Бараком Обамой премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что решение о нанесении ударов по ядерным объектам Ирана еще не принято. А Барак Обама подчеркнул: «Я считаю, что еще есть время для дипломатии, но в любом случае я не снимаю с повестки дня никакие меры, включая военные». Вероятно, ему как лауреату Нобелевской премии мира никаких иных мер, кроме военных, и не надо.

Характерно, что в дни работы парламента и принятия важных решений в Китае не забывают о России. В рамках 5-й сессии ВСНП XI созыва 6 марта прошла большая пресс-коференция с участием министра иностранных дел КНР Ян Цзечи. Отвечая на вопросы журналистов, руководитель китайской дипломатии назвал президентские выборы в России «успешными» и напомнил, что председатель КНР Ху Цзиньтао еще 5 марта направил поздравительную телеграмму Владимиру Путину. Правительство КНР выступает за продвижение китайско-российских отношений по пути всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства, углубления практического сотрудничества между двумя странами. 

Еще более ясно высказалась 30 января 2012 года «Жэньминь жибао» в статье «Китаю и России следует создать Евразийский альянс»: «В американской стратегии завоевания мира Евразия является основным полем действий. В настоящее время происходят процессы изолирования и окружения, Китай и Россия, обладающие комплексной мощной силой, являются последней стратегической целью. Будучи странами, которые преследуют единые интересы и несут важную миссию в мире, КНР и РФ должны совместно сдерживать действия США по давлению на слабые страны, а также укротить стратегические амбиции в создании империи».

Статьи по теме