Развернувшиеся в последние дни события в связи с установлением ряда новых фактов незаконной деятельности так называемой оппозиции в России (1) вызвали яростную реакцию Запада. Во многом реакция строится на созданном средствами массовой информации имидже некоторых государств как образцов соблюдения прав человека, из чего выводится «право» этих государств выступать международными менторами, указывающими на нарушения в других странах…
Так, на прошлой неделе правительство США обвинило Россию в нарушении Конвенции ООН против пыток в связи с заявлениями «оппозиционера» Л.Развозжаева о его предполагаемых похищении и пытках. Власти США потребовали от российских властей «проверить» эту информацию. Реакция МИДа России была чёткой. Требования США были названы не только «голословными», но и «лицемерными». И это действительно так. Руководитель Департамента по вопросам верховенства права и правам человека МИД РФ отметил, что до сих пор «так и не наказан ни один американский военнослужащий и ни один сотрудник спецслужб, виновные в систематических применениях пыток в отношении как американских, так и иностранных граждан в Ираке, Афганистане и специальных тюрьмах ЦРУ, а также в спецтюрьме в Гуантанамо». (2)
Однако представитель дипломатической службы России был излишне дипломатичен и ограничился указанием лишь на внешнеполитический «пушок» на американском рыльце. А напрасно! Ведь ситуация внутри самих США с пытками ничуть не лучше!
Во-первых, США стали участником Конвенции против пыток 1984 года лишь в 1994 году. В отличие от СССР, который присоединился к Конвенции сразу после её открытия для подписания. (3) При этом надо иметь в виду, что суть Конвенции заключается именно в международном контроле за внутренним законодательством государств, таким образом, США в течение 10 лет отказывались от такого международного контроля, а СССР/Россия – добровольно себя такому контролю подвергали.
Во-вторых, законодательство США о пытках имеет серьёзные изъяны и не соответствует Конвенции 1984 года. Такое заключение сделал Международный комитет ООН против пыток, который, согласно Конвенции 1984 года, имеет полномочия делать подобные выводы.
Так, Комитет прямо заявил, что уровень «информированности, обучения и подготовки сотрудников правоприменительных органов или военного персонала недостаточен и не обеспечивает, чтобы в центре внимания находились все положения Конвенции, в частности не допускающий каких-либо отступлений характер запрещения пыток». (4)
Комитет также отметил, что в ещё в 2002 году в США было санкционировано применение особых методов ведения допросов, которые привели к смерти ряда содержащихся под стражей лиц в ходе допроса. (5) Комитет «выразил обеспокоенность» по поводу заявлений о той безнаказанности, которой пользуются некоторые сотрудники правоприменительных органов государства-участника в отношении актов пыток. (6) Комитет отметил «недостаточную тщательность проводимых расследований и отсутствие уголовного преследования в связи с утверждениями о применении пыток в Чикаго», а также выразил обеспокоенность трудностями, с которыми сталкиваются определенные жертвы надругательств в связи с получением возмещения и адекватной компенсации, а также тем, что лишь небольшое число содержащихся под стражей лиц направили жалобы с целью получения компенсации за предполагаемые надругательства и жестокое обращение». (7)
Кроме того, Комитет ООН подверг критике статью 1997(е) Закона об изменении порядка обжалования действий сотрудников тюрем от 1995 года, согласно которой «заключенный не может обращаться в федеральный суд с гражданским иском о возмещении психического или эмоционального ущерба, причиненного ему во время нахождения под стражей, без предварительного представления доказательств телесного повреждения». (8) Позиция Комитета ООН вполне обоснована, ибо такой подход полностью изменяет само определение пытки, данное в статье 1 Конвенции, согласно которой пыткой является как физическое, так и психическое насилие.
Наконец, Комитет вновь выразил уже много лет повторяемое в отношении США требование изменить положение дел с содержащимися под стражей детей. В частности, отмечалось, что дети не полностью изолированы от взрослых в ходе содержания под стражей до суда и после вынесения приговора. У Комитета также вызвало обеспокоенность большое число детей, приговоренных к пожизненному заключению! (9) А это уже нарушение ещё и Конвенции о правах ребёнка (к которой США вообще не присоединились до сих пор, а вот СССР является её участником с момента её создания в 1989 году). Комитет ООН против пыток не развил тему защиты прав детей только потому, что обладает компетенцией исключительно по Конвенции против пыток. С учётом участившихся в США случаев насилия над усыновлёнными детьми из России разрабатывающие соответствующее законодательство ведомства должны знать вывод органов ООН о том, что убийства и насилие в отношении детей в США не случайны и являются результатом существующей в этой стране законодательной и правоприменительной системы.
Ну и напоследок. «Комитет обеспокоен тем, как в государстве-участнике обращаются с содержащимися под стражей женщинами, в том числе тем, что они подвергаются унижению по половому признаку, а также тем, что женщины во время родов находятся в наручниках».
Тут уж получается не рыльце, а безобразное рыло, и не в пушку, а в мутной и вонючей грязи. Так что если россиянам у кого и учиться, то не у американцев. Российский Следственный комитет самостоятельно разберётся в том, какие были совершены преступления в рамках дела о подготовке массовых беспорядков. А для начала хорошо бы господам американским правоохранителям выполнить рекомендацию Комитета ООН о том, чтобы, наконец, ввести в федеральный уголовный кодекс статью о пытках в соответствии с международным правом! (10)
(1) Так, Следственный комитет России 19 октября объявил помощника депутата Госдумы И.Пономарева некоего г-на Развозжаева в федеральный розыск как подозреваемого по уголовному делу по статье «Приготовление к организации массовых беспорядков», возбужденного после проверки фактов из фильма «Анатомия протеста-2». В СК сообщили, что обвиняемый сам обратился к ним и написал явку с повинной.
(2) См.: https://www.fondsk.ru/news/2012/10/25/obvinenia-usa-v-narushenii-konven….
(3) Конвенция против пыток вступила в силу для СССР 3 марта 1987 года.
(4) См.: «Комитет ООН против пыток. 36 шестая сессия (1-19 мая 2006 г.). Доклад США. Выводы и рекомендации Комитета против пыток», параграф 23, // Документ ООН: CAT/C/USA/CO/2, 25 июля 2006. (Анализируемый доклад США 2006 года – последний, из представленных в Комитет против пыток и был передан в ООН с опозданием в 6 лет. Несмотря на то, что власти США должны были представить новые доклады ещё в 2005 году, до сих пор этого сделано не было.)
(5) Там же. Параграф 24.
(6) Там же. Параграф 25.
(7) Там же. Параграф 28.
(8) Там же. Параграф 29.
(9) Там же. Параграф 34.
(10) Там же. Параграф 13.