Перейти к основному содержанию

Пограничный указатель обратной стороной

10 декабря на КПП Яринье и Мердаре между Косовом и центральной Сербией приступили к выполнению Соглашения об интегрированном управлении КПП. Этот шаг приближает полное отделение Косовского края от Сербии и по замыслу должен сопровождаться международным признанием факта аннексии. Издевательский указатель с надписью «Добро пожаловать в Республику Косово» уже поставлен, но пока развёрнут в сторону Косова и находится не на самом КПП, а в некотором отдалении. Последний этап реализации плана Ахтисаари завершается в головокружительном калейдоскопе парадоксов, при полном отрицании очевидного...

10 декабря на КПП Яринье и Мердаре между Косовом и центральной Сербией приступили к выполнению Соглашения об интегрированном управлении КПП. Этот шаг приближает полное отделение Косовского края от Сербии и по замыслу должен сопровождаться международным признанием факта аннексии. Издевательский указатель с надписью «Добро пожаловать в Республику Косово» уже поставлен, но пока развёрнут в сторону Косова и находится не на самом КПП, а в некотором отдалении. Последний этап реализации плана Ахтисаари завершается в головокружительном калейдоскопе парадоксов, при полном отрицании очевидного…

Это основной принцип западных держав в их политике подчинения народов Юго-Восточной Европы: по государственным институтам и национальному сознанию систематически наносятся сокрушительные удары, оставляющие подвергшейся нападению стороне мало шансов, и при этом деморализованной жертве вводится анестезия – ей внушается, что «не всё так плохо», что в происходящем надо видеть и нечто «безусловно позитивное».

Внушение осуществляется сразу по многим линиям. Например: пускай соглашения Белград - Приштина о разграничении полномочий заключены, минуя сербский парламент и Конституционный суд, но - эти соглашения признаны «международным сообществом»; переговоры с Приштиной почти окончены, но - «вот-вот появится» платформа сербского правительства по Косову; граница с Косовом установлена, но - «не государственная»; косовская таможня работает, но - на печати нет обозначения таможни «Республики Косово»; таможенные сборы производиться будут, но - товары для севера края ими облагаться не будут; косовская таможня и полиция на КПП появятся, но - в присутствии европейской миссии ЕУЛЕКС; гражданам Республики Сербии личные документы предъявлять полиции Косова обязательно, но - можно пользоваться паспортами и автомобильными номерами, выданными МВД Сербии; косовская полиция на КПП работает, но - на одном объекте с сербской полицией (разделенном стеклянными перегородками, через которые сербские и косовские полицейские будут передавать друг другу документы); граница начала функционировать, но – «по плану и без пробок»; и как символ всего этого абсурда на границе поставлен приветственный указатель с обозначением страны въезда, но - «развернутый в другую сторону».

Никого не заботит правдоподобность иллюзии, главное – создать искусственный фокус внимания, отвлечь от сути проблемы, сместить внимание на ничего не значащие детали. Трюк с утверждением косовской «независимости» похож на фокус «монета в банке»: пока жаждущая чуда публика отвлекается на посторонние манипуляции иллюзиониста, монетка уже гремит в бутылке, а «Республика Косово» – вуаля! – уже получила почти всё, что требовалось этому криминальному НАТО-монстру.

И под влиянием внушения как-то забывается, что все подобные действия грубо противоречат международному праву. Согласно резолюции ГА ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г., никакие территориальные изменения, ставшие результатом применения силы или угрозы силой, не могут признаваться законными. Они суть противоправная аннексия. Правда, лишь до того момента, пока сторона, у которой «забрали» территорию, сама не инициирует процесс признания насильственно произведенных изменений. Только она и никто другой может это сделать. Есть два основных способа международно-правового признания государства: явно выраженное и молчаливое (подразумеваемое). В первом случае признающее государство делает официальное заявление о признании другого субъекта (страны, правительства, органа национального освобождения, воюющей стороны), а также о намерении установить с ним отношения. При молчаливом (подразумеваемом) признании вывод о признании делается на основании конкретных действий признающего государства в отношении признаваемого субъекта (заключение договора, открытие дипломатического представительства, приглашение посетить страну с официальным визитом и т.п.) при отсутствии каких-либо специальных заявлений о признании (1).

Вице-премьер Сербии по европейским интеграциям С.Грубешич 10 декабря сделала принципиальное заявление: «Больше невозможно вести политику на двух рельсах – и ЕС, и Косово, сейчас две рельсы соединились в одну. Это значит, что прогресс Сербии в процессе евроинтеграции самым прямым образом и исключительно зависит от решения косовского вопроса». И – калейдоскоп парадоксов продолжается: «Сербия должна в полной мере нормализовать отношения с Приштиной», но «нормализация не означает признание», нормализация (по словам С.Грубешич) – это применение соглашений о косовской таможне, передача кадастровой документации и архива ЗАГСов Приштине, признание ее дипломов, применение соглашения об интегрированном управлении КПП, а также нахождение решения по северу края (2). Однако по всем международным нормам такая трактовка «нормализации» является классическим образцом молчаливого (подразумеваемого) признания.

Албанские СМИ в Приштине, оценивающие ситуацию вполне реалистически, утверждают, что между Косовом и Сербией устанавливается настоящая граница, а соглашение об «интегрированном управлении» приветствуют как очередную победу Приштины (3).

Ещё до того, как 10 декабря в Брюсселе открылся двухдневный саммит министров иностранных дел ЕС, стало известно, что против установления даты начала переговоров Сербии с Евросоюзом по вопросу о членстве Сербии в ЕС по-прежнему выступают Германия, Великобритания и Голландия, которые считают, что Белград еще не достиг требуемого от него прогресса в диалоге с Приштиной (4). Заключения саммита будут приняты во внимание Европейским советом на его заседании 13-14 декабря. Докладчик Европарламента по Сербии Елко Кацин, указывая на необходимость применения Сербией Соглашения об интегрированном управлении границей, отмечает, что после этого должна последовать встреча президентов Сербии и Косова. Что также укладывается в классическую схему молчаливого (подразумеваемого) признания. Сербия, поучает Кацин, «должна исправить прошлые ошибки, приведшие к ее самоизоляции и мечтам о том, что не существует». И добавляет: «...дорого ей стоило упование на Россию» (5)…

Кстати, о России. Трогательное единение на КПП косовских и сербских таможенной и полицейской служб создало новую проблему: «Республика Косово» ввела для граждан России визовый режим, следовательно, «косовары», согласно предписаниям «своего государства», не пропустят теперь граждан России без своей визы. И как это будет урегулировано?

Несмотря на то, что приштинские власти уже «упакованы» всем необходимым для самостоятельного функционирования, официальный Белград усиливает ощущение фантасмагории, когда обращается к министру обороны США с выражением надежды, что Совет НАТО примет решение, в соответствии с которым «американские военные из состава КФОР не покинут край и не уменьшат численность своего контингента», поскольку «Сербия не испытывает доверия к временным косовским институтам» (6). Следует ли из этого, что теперь Сербия прониклась доверием к НАТО и альянс становится близким союзником сербов в Косове?

В итоге вместо мер по восстановлению территориальной целостности и конституционного порядка, предпосылки для которых создали сопротивление сербов севера края попыткам Приштины ассимилировать их, а на международном уровне – твердая позиция России, Белград ведет борьбу за назначение Брюсселем условной даты начала переговоров с ЕС и за продолжение пребывания подразделений оккупантов и агрессоров на своей территории. Причем в условиях острого глобального вызова, каким является кризис Евросоюза.

Получается, что Сербия продолжает платить по европейским счетам. Но – ещё один парадокс – чем больше платит, тем больше становится цифра счета.

(1) http://www.refsru.com/referat-2186-1.html
(2) http://www.nspm.rs/hronika/suzana-grubjesic-vise-nije-moguca-politika-q…
(3) http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/276024/Jarinje-pod-komandom-Pr…
(4) http://www.b92.net/info/vesti/index.php?yyyy=2012&mm=12&dd=10&nav_categ…
(5) http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/276217/Kacin-Srbiju-mnogo-kost…
(6) http://www.rts.rs/page/stories/sr/story/9/Politika/1225878/Vu%C4%8Di%C4…
 

Оцените статью
0.0