Перейти к основному содержанию

В Киргизии размышляют о планах Пекина

Киргизские эксперты предполагают, что Пекин попытается затормозить распространение на Центральную Азию процессов евразийской интеграции в постсоветском мире. Одним из поводов так считать стало недавнее выступление вице-президента Китайского института международных проблем Жуань Цзунцзэ в Академии государственного управления при президенте Кыргызстана с лекцией «Внешняя политика Китая». Лектор сделал заявление, которое кое-кто счёл сенсационным, – предложил Киргизии, не ориентируясь больше на вступление в Таможенный союз, присоединиться к проектируемому Китаем экономическому поясу «Шелковый путь»...

Киргизские эксперты предполагают, что Пекин попытается затормозить распространение на Центральную Азию процессов евразийской интеграции в постсоветском мире. Одним из поводов так считать стало недавнее выступление вице-президента Китайского института международных проблем Жуань Цзунцзэ в Академии государственного управления при президенте Кыргызстана с лекцией «Внешняя политика Китая». Лектор сделал заявление, которое кое-кто счёл сенсационным, – предложил Киргизии, не ориентируясь больше на вступление в Таможенный союз, присоединиться к проектируемому Китаем экономическому поясу «Шелковый путь»… 

По словам Жуань Цзунцзэ, КНР разрабатывает и претворяет в жизнь проект «Шелковый путь», который должен объединить Китай и Центральную Азию в единый экономический регион. При этом лектор подчёркивал, что «Таможенный союз — это всего-навсего три страны, и неизвестно, кто ещё решится стать его членом». Политолог из Бишкека Кубат Рахимов, эксперт по инфраструктурным проектам в Центральной Евразии, отозвался о заявлении Жуаня Цзунцзэ довольно резко: «Китай показал зубки. С самого начала было ясно про очередной Шелковый путь. Но так, откровенно и открыто, в режиме альтернативы Таможенному союзу его пока не подавали». 

Освещая недавнюю поездку по Центральной Азии председателя КНР Си Цзиньпина, гонконгское издание Asia Times Online отмечало: «Значение Центральной Азии для международной торговли будет возрастать в силу намерений Китая разносторонне развивать торговые маршруты в Европу и Ближний Восток, используя вместо морских перевозок железные дороги. Президент Си во время его тура по региону обратился к лидерам стран Центральной Азии с предложением сотрудничества по возрождению древнего «Великого Шелкового пути», который соединит Китай и другие дальневосточные страны с Европой и Ближним Востоком». Правда, заметим, что председатель КНР отнюдь не предлагал проект «Шёлкового пути» в качестве альтернативы Таможенному союзу. 

В любом случае тональность заявления вице-президента Китайского института международных проблем была неожиданной. То, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве ускоряются, несомненно. Интенсивно работает Евразийская экономическая комиссия, конкретизируются планы вступления в Таможенный союз Киргизии, некоторое время назад такое же намерение выразила Армения, но в каком аспекте всё это могло бы обеспокоить китайское руководство? 

«Это вполне логичная позиция Китая, - считает бишкекский политолог Игорь Шестаков. – Потому что с начала 2000-х годов через Киргизию идут основные потоки китайского торгового реэкспорта в страны СНГ. По оценкам Пекина, товарооборот в год составляет примерно 9-10 миллиардов долларов. Что дает возможность бизнесменам Киргизии в лице владельцев крупнейших оптовых рынков иметь ежегодный доход в 5-6 миллиардов долларов. К тому же Китай стратегически заинтересован получить более широкий доступ к сырьевым ресурсам республики, включая железо, медь, алюминий, нефть и газ. По данным Ассоциации геологов КР, в добыче золота также доминируют китайские компании. Не случайно они щедро финансирует такие инфраструктурные проекты, как строительство автомагистралей, связывающих Север и Юг страны. Для того, чтобы было удобнее вывозить сырье. Кроме этого, в планах Китая строительство нефтепровода между Киргизией и Казахстаном».

Игорь Шестаков считает, что, поскольку владельцы крупнейших оптовых рынков в Киргизии «связаны с ведущими политическими партиями страны», пропаганда против вступления в Таможенный союз будет вестись, прежде всего, этими силами, «вместе с частью элиты республики». 

По мнению обозревателя Ильхома Нарзиева, устами Жуань Цзунцзэ была выражена официальная позиция, и подобное заявление следовало ожидать, причём «китайцев понять можно», они торопятся: «...за последние десятилетия, в течение которых КНР стала «всемирной фабрикой», она заработала основную массу американского «кеша». Китайцы прекрасно знают, что зеленые бумажки на самом деле не имеют реального золотовалютного и товарного покрытия и в любой момент может наступить долларовый крах. Поэтому, пока есть время, китайцы стремятся перевести бумажки в реальные материальные блага». 

Как считает Ильхом Нарзиев, опасения Пекина связаны с тем, что реально работающий Таможенный союз станет для Китая препятствием в продвижении его интересов в западном направлении. Планы Пекина, говорит обозреватель, распространяются не только на соседние страны, но вплоть до Средиземного моря. Поднебесной нужны полезные ископаемые Центральной Азии, нефть арабских стран, транзитные маршруты для вывоза своих товаров. А времени «топтаться без толку» у китайцев нет. «Никто не знает, когда кончится этот валютный рай для них и доллар «отменят» как мировые деньги. Час икс может нагрянуть в любой момент. Газ и нефть не бесконечны. Поэтому у России тоже времени в обрез…» - подчёркивает Ильхом Нарзиев. 

И все же публично сформулированное предложение к странам Центральной Азии присоединяться к проекту «Шелковый путь», не ориентируясь на Таможенный союз, может говорить о том, что Пекин не так уж и уютно чувствует себя в регионе, который стал ключевым с точки зрения планов распространения китайского влияния на запад Евразии. «Заявление Жуаня Цзунцзэ пока что всего лишь пробный камень, - считает киргизский политолог Мурат Суюнбаев. – Хотя он и государственный человек, но все же не великий чиновник. Пекин будет ждать реакции…»

Оцените статью
0.0