Перейти к основному содержанию

Вот уехал барин… К итогам визита Дж. Байдена на Украину

Визита вице-президента США Дж. Байдена на Украину киевские временщики ждали, как приезда достопамятного барина из известного произведения Н. Некрасова: дескать, барин и «ворогов приструнит», и порядок наведет, и помощь преобильную привезет. Но получилось не совсем так, как хотелось. Украинская пропаганда постаралась, правда, подать переговоры с высокопоставленным представителем Белого дома как выражение им безапелляционной поддержки самозваного киевского руководства, но более внимательное изучение содержания визита говорит о нарастающем раздражении Вашингтона по адресу его креатур на Украине...

Визита вице-президента США Дж. Байдена на Украину киевские временщики ждали, как приезда достопамятного барина из известного произведения Н. Некрасова: дескать, барин и «ворогов приструнит», и порядок наведет, и помощь преобильную привезет. Но получилось не совсем так, как хотелось. Украинская пропаганда постаралась, правда, подать переговоры с высокопоставленным представителем Белого дома как выражение им безапелляционной поддержки самозваного киевского руководства, но более внимательное изучение содержания визита говорит о нарастающем раздражении Вашингтона по адресу его креатур на Украине… Поддерживая их по геополитическим соображениям, США тяготятся тем, что вынуждены вновь и вновь доказывать «демократичность» и законность режима, который на самом деле ни демократическим, ни законным не является.

Дж. Байден, традиционно играющий в связке с президентом Обамой роль «злого полицейского», более или менее оправдал ожидания Киева только в одном – в жесткой риторике по адресу России, что, впрочем, было характерно для него даже во времена пресловутой перезагрузки. Но и здесь, вопреки надеждам А. Турчинова, А. Яценюка и других, сводивших все проблемы Украины к проискам «вероломных россиян», Дж. Байден связал усиление санкций и попытки изоляции России не столько с текущей ситуацией на Украине, сколько с «дальнейшим провокационным поведением» Москвы.

О нежелании Вашингтона продолжать и дальше серьезно вкладываться в ненасытных «майданщиков» говорит уже тот совершенно мизерный объем реальной помощи, которую Джозеф Байден привез с собой. На осуществление политических и экономических реформ, борьбу с коррупцией и проведение президентских выборов он пообещал Киеву 50 млн долл., или 1% от затраченных американцами со времен распада СССР, по признанию помощника госсекретаря Виктории Нуланд, 5 млрд долл. на развитие «демократии» на Украине. В общем, главное было – оторвать Киев от союза с Москвой, всё остальное не так существенно. Нагнетающие военную истерию киевские временщики ожидали многого от приезда Байдена и в плане модернизации украинской армии. На эти цели он посулил им еще меньше – 20 млн долл., в основном на бронежилеты и оборудование по утилизации боеприпасов. 

 Вот, собственно, и вся помощь. Все остальные миллиарды, о которых много рассуждали в Киеве в последнее время, строго говоря, являются не помощью, а лишь гарантиями под новые займы и кредиты, которые при нынешнем жалком состоянии украинской экономики могут ее только потопить, но никак не спасти.

Больше того, вице-президент США объявил всем киевским «исполняющим обязанности», что проводить реформы и осуществлять контроль за выделенными на них средствами будут американские «технические советники». Схема известная. Указанных сумм наверняка едва хватит лишь на то, чтобы выплатить зарплаты и командировочные расходы этим самым советникам. Всё это означает, что за очень «малые гроши» Украина переходит под внешнее управление, ведь деваться ей все равно некуда. А что? Очень выгодный гешефт. Хозяева, разумеется, не посмели выразить свое разочарование таким пренебрежением их запросами. Наоборот, А. Яценюк настойчиво навязывал Дж. Байдену «совместную эксплуатацию и модернизацию украинской газотранспортной системы», а еще лучше - ее полную покупку Западом. Вице-президент США на это не реагировал никак. И действительно: кому, кроме России, нужна украинская ГТС? Об этом Киеву много раз говорили. Ведь приближается время, когда эта ГТС не будет стоить ничего.

Причины такой «щедрости» Вашингтона и отсутствия внимания с его стороны к «выгодным совместным проектам» разъяснились на встрече Дж. Байдена с «особо доверенными» лидерами политических партий и кандидатами в президенты. Во встрече участвовали Виталий Кличко, Петр Порошенко, Олег Тягнибок и некоторые другие (от Юго-Востока там практически никого не было, не считая «отколовшегося от всех» С. Тигипко). Содержание встречи изложил в своём блоге депутат В. Литвин. По его словам, услышав стенания представителей новых украинских властей по поводу «тяжелого наследия» В. Януковича и «агрессивного поведения» России, что якобы является причиной всех бед страны, Джозеф Байден не мог скрыть раздражения. Он крайне жестко заявил по поводу курса нынешнего правительства: «У вас один шанс. Вы неспособны преодолеть коррупцию. Мир не будет это терпеть, но мы не можем за вас решить эту проблему. Вы все время подчеркиваете, что вам нужна помощь в энергетической сфере, но и эта система у вас полностью коррумпирована». От себя В. Литвин в связи с этим резким заявлением написал: «Надеюсь, мои коллеги еще раз убедились в том, что нам реально будут помогать, нас реально будут поддерживать только тогда, когда мы от констатации и жалоб перейдем к реальной работе».

Контрастом с заявлениями Киева о том, что протесты на Юго-Востоке страны связаны с незаконной деятельностью «сепаратистов» и «диверсионно-подрывными» операциями Москвы, прозвучало и обращение Дж. Байдена к жителям Восточной Украины на заключительной пресс-конференции. Оно также излагалось большинством украинских СМИ в крайне урезанном виде. Может быть, потому, что вице-президент США предъявил единое требование деэскалации кризиса ко всем политическим силам Украины: «Если (вот именно, что «если». – Д.М.) вы меня слышите, я хотел бы обратиться к восточным регионам Украины, где многие сегодня обеспокоены происходящим. Я хочу, чтобы вы знали, я общался с руководителями страны и говорил, что они обязаны слушать вас. Позиция всех одинаково должна учитываться в реформировании государства». По словам Байдена, «нынешние власти должны слушать и Крым, и Восток, и крымских татар, и православных, вне зависимости от того, на каких языках они говорят и какую веру исповедуют». При этом Байден сослался на «великие принципы» американской демократии.

То есть нельзя запрещать одним людям делать то, что позволено другим. Руководству США, стало быть, ведома простая истина: протесты людей на Юго-Востоке Украины вызваны нежеланием Киева выслушивать законные требования людей. Вопрос только в том, насколько признание американским вице-президентом этой объективной реальности отражает официальную позицию администрации США? 

Не успел Дж.Байден вернуться в Вашингтон, как помощник госсекретаря США Виктория Нуланд посчитала нужным его подкорректировать. В.Нуланд «разъяснила», что «все, занятое протестующими в Киеве, удерживается в соответствии с лицензиями, с разрешения правительства, по согласованию с Радой или же при наличии договора с владельцами зданий». И что эту ситуацию «нельзя сравнивать с тем, что происходит на Восточной Украине, где таких разрешений не давалось». Украинские журналисты в свою очередь очень сомневаются, что, например, временный глава Киева Владимир Бондаренко, требующий каждый день от «майданщиков» освободить здание Киевской городской администрации, хоть когда-либо давал им право его занять.

Встраивание Госдепартамента США в русло пропаганды Киева, разделяющего протесты на законные и незаконные, противоречит духу и букве Женевского заявления, которое распространяет понятие «деэскалация напряженности» на всю территорию Украины. Выходит, что в стратегии Белого дома «хвост геополитики» все-таки управляет «собакой принципов». 

Оцените статью
0.0