Перейти к основному содержанию

С надеждой на восстановление самостоятельности Сербии

...Все сербские обозреватели отметили, что президенту России оказывались в Белграде особые почести. Встречи проходили в атмосфере большой сердечности. Итогом российско-сербских переговоров стало подписание Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, Договора о взаимной защите секретной информации, Договора о существовании, привилегиях и иммунитете русско-сербского гуманитарного центра в Нише, Протокола об обмене данных, характеризующих стоимость товаров, перемещаемых через границу, Меморандума о взаимопонимании в области энергетики, Договора о реконструкции трёх участков железной дороги Десятого панъевропейского коридора, Договора о поставке 27 дизельных поездов для пригородного сообщения... А в это время на улицах толпы народа больше трёх часов под дождём ожидали начала замечательного военного праздника. На транспарантах можно было прочитать: «Добро пожаловать, президент», «Крым - это Россия», «Путин, спаси Сербию». Парад назвали «Шаг победителя»...

16 октября Белград встречал президента России В. В. Путина. Визит был приурочен к 70-летию освобождения Белграда от немецко-фашистских захватчиков. Это третий приезд Путина в Белград. Казалось бы, обычная дипломатическая активность, рутинная работа. Однако реакция США была острой. Празднование годовщины освобождения, проведение в Белграде впервые с 1985 года военного парада Вашингтон счёл неуместными. Сербии намекали на возможную негативную реакцию Запада. Американский посол в Белграде Майкл Кирби риторически вопрошал, зачем приезжает Владимир Путин, подчёркивал, что ему не понравился «контекст» визита, повышенное внимание к самой дате и президенту России. Английский журналист Тим Джуда бесцеремонно заявил, что парад, устроенный для президента, который «употребил армию, чтобы разорить Украину», выглядит скверно. Мол, горько ему от того, что парад для президента США или Албании в Белграде не организовали бы. Короче говоря, сербы получили «жёлтую карточку» за такое своё поведение на европейском пути. Американский сенатор Кристофер Марфи, посетивший Сербию как раз накануне визита Путина, рекомендовал сербам ещё раз подумать об иных путях решения энергетических проблем, подчеркнув, что США приняли новую стратегию в области энергетики: не один, а несколько поставщиков. Кроме того, он пообещал Белграду расширить экономическое сотрудничество, в частности поставку американских товаров на сербский рынок.

Евросоюз не мог возражать против визита Путина в Белград, но комиссар ЕС по вопросам расширения Йоханес Хан сказал, что решение о членстве Сербии в ЕС зависит от солидарности Белграда с внешней политикой ЕС и присоединения к санкциям против России. Кроме того, у натовцев особенное беспокойство вызывает российский Центр по чрезвычайным ситуациям, размещённый в Нише. Западные политики увидели в нём замаскированную русскую военную базу, расположившуюся недалеко от американской военной базы Бондстил в Косове. О нишском Центре по чрезвычайным ситуациям, прекрасно зарекомендовавшем себя во время недавних наводнений в Сербии, как раз предполагалось говорить во время визита российской делегации. Во всём, что было связано с реакцией Запада на визит Путина, просматривался страх перед усилением влияния России на Сербию. 

В самой Сербии тоже слышались, правда, редкие и нестройные голоса: зачем сдвинули ради Путина на 4 дня праздник освобождения Белграда, почему тратят деньги на парад, когда в стране нет хлеба? 

Я была в те дни в Белграде и могу сказать, что страна ликовала. Столицу ликование охватило ещё за несколько дней до визита. На улицах звучали русские песни, в кафе и ресторанах на стенах вывешивали фотографии Путина, продавались майки с портретами российского президента. Открылось даже кафе «Путин». Патриоты говорили, что в эти дни собирается народный фронт всех, кто любит свою родину. 

Освещение визита в белградских СМИ было организовано на очень высоком уровне. На центральном канале шла беспрецедентная восьмичасовая прямая трансляция (такое можно видеть только во время выборов). 30 камер освещали все нюансы визита. Аккредитацию получили 912 журналистов из всех стран мира. Телевидение показывало весь протокол, включая приземление самолёта, возложение венков на Новом кладбище, встречи с президентом и премьер-министром, процедуру подписания договоров, пресс-конференцию, в которой на вопросы журналистов отвечали Владимир Путин и Александр Вучич. При этом в студии события комментировали гости – учёные, журналисты, военные, дипломаты, специалисты в области русско-сербских отношений. Их комментарии перемежались документальными кадрами о военных парадах в Москве, начиная с 1945 года. 

К визиту Путина было приурочено открытие памятника императору Николаю II в центре Белграда. Руководители двух стран возложили также венки к памятнику "Освободителям Белграда" на Новом кладбище, где покоятся останки 1395 бойцов Народно-освободительной армии Югославии и 818 солдат и офицеров Красной армии, павших в 1944 г. в боях за город. Томислав Николич вручил Путину высший орден Республики Сербии.

Время визита было ограничено, но это не помешало провести полноценные переговоры российской делегации с президентом и премьер-министром Сербии. Разговаривали об экономическом сотрудничестве, развитии инфраструктуры, расширении беспошлинной торговли между двумя странами. Сейчас 85% сербских товаров в Россию освобождены от налогов, и этот список будет расширен. Путин пообещал подумать о продаже в России сербских «Фиатов», которые выпускают в Крагуеваце.

Все сербские обозреватели отметили, что президенту России оказывались в Белграде особые почести. Встречи проходили в атмосфере большой сердечности. Итогом российско-сербских переговоров стало подписание Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, Договора о взаимной защите секретной информации, Договора о существовании, привилегиях и иммунитете русско-сербского гуманитарного центра в Нише, Протокола об обмене данных, характеризующих стоимость товаров, перемещаемых через границу, Меморандума о взаимопонимании в области энергетики, Договора о реконструкции трёх участков железной дороги Десятого панъевропейского коридора, Договора о поставке 27 дизельных поездов для пригородного сообщения. РЖД осуществит в Сербии работы на общую сумму 940 миллионов долларов, из которых 800 миллионов — российский госкредит. Это положит начало развитию скоростных железных дорог в стране.

А в это время на улицах толпы народа больше трёх часов под дождём ожидали начала замечательного военного праздника. На транспарантах можно было прочитать: «Добро пожаловать, президент», «Крым - это Россия», «Путин, спаси Сербию». Парад назвали «Шаг победителя»… В нём приняли участие более трёх тысяч пехотинцев, военная техника - танки, артиллерия, зенитно-ракетные комплексы. По реке проплыла речная флотилия, в небе кружили вертолёты, мчались истребители МиГ-21 и МиГ-29, воздушной акробатикой удивляли русские "Стрижи». Не богато, но от сердца, искренне и с надеждой на восстановление самостоятельности Сербии.

Говоря о значении визита президента России в Сербию, нужно отметить стремление сербского руководства отстоять свою самостоятельность в принятии решений. А проведение военного парада в стране, которую Запад уничтожал более 20 лет, стало символом возрождения национального достоинства. Визит Путина в Сербию, с которой нас связывают многовековые дружеские отношения и которая не голосовала за санкции протии России, явился важным шагом в укреплении экономических, политических и культурных отношений между двумя странами. В разговоре с Вучичем Путин назвал эти отношения «союзническими». 

Белград - Москва

Оцените статью
0.0