Перейти к основному содержанию

Мировой долг: верхняя и нижняя части айсберга

Несмотря на пугающий характер цифр мирового долга и долга по отдельным странам, которые приводятся в опубликованном в феврале сего года докладе известной консультационной компании McKinsey, эти данные в большинстве своём являются неполными и заниженными. Ситуация намного хуже. Это хорошо видно на примере США, доля которых в мировом долге – наибольшая...

Несмотря на пугающий характер цифр мирового долга и долга по отдельным странам, которые приводятся в опубликованном в феврале сего года докладе известной консультационной компании McKinsey, эти данные в большинстве своём являются неполными и заниженными. Ситуация намного хуже. Это хорошо видно на примере США, доля которых в мировом долге – наибольшая.

По предварительным оценкам Министерства финансов США, в 2014 году государственный долг США приблизился к 18 трлн. долл., что составило почти 110% ВВП страны. А в докладе McKinsey относительный уровень долга США на середину 2014 года оценен лишь в 89% ВВП (занижение примерно на 20 процентных пунктов). Дело в том, что авторы доклада концентрируют свое внимание на так называемом чистом государственном долге, понимая под этим долг центрального правительства, которое обслуживает и погашает свои долги за счет средств центрального бюджета. Применительно к США это федеральное правительство, которое осуществляет свои заимствования, прежде всего, посредством размещения казначейских бумаг США. В 1990-е годы на обслуживание долга центрального правительства тратилось до 15% всех расходов федерального бюджета. Сегодня эта доля существенно меньше по той причине, что в результате реализации программы количественных смягчений (КС) процентные ставки по казначейским бумагам США стали крайне низкими, почти символическими (на обслуживание долга тратится сейчас 5-6% всех расходов федерального бюджета). Однако после полного сворачивания программы КС бюджетные расходы на обслуживание долга могут резко возрасти. Некоторые эксперты утверждают, что к 2025 году расходы на обслуживание государственного долга  превысят 25% всего федерального бюджета США. 

В «чистый» долг государства не входит та часть государственного долга, которая представляет собой в Америке долги штатов, а также долги различных государственных организаций, функционирующих автономно от центрального правительства и напрямую не зависящих от центрального бюджета. Однако в США долги штатов растут очень резво и таят в себе угрозы не меньшие, чем растущий долг федерального правительства. 

Впрочем, есть еще одна тонкость: долги центрального правительства делятся на так называемые публичные и внутренние. Первые – долги «рыночные», связанные с казначейскими бумагами. Вторые связаны с перекладыванием государством денег из одного кармана в другой. Например, перекладывание из внебюджетных фондов пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования в карман под названием «центральный бюджет». Рано или поздно такие манипуляции могут привести к катастрофе, например полностью опустошить внебюджетный фонд пенсионного обеспечения. Вот последние данные Министерства финансов США по государственному долгу федерального правительства (трлн. долл.; на 19 февраля 2015 г.): общий федеральный долг - 18,14; публичный долг – 13,04; внутренний долг – 5,10. 

В докладе McKinsey содержится целый ряд рекомендаций по сдерживанию роста мирового долга. Одна из них – обеспечить более полную картину долга, поскольку нынешняя официальная статистика не отражает всех видов долгов. В докладе справедливо отмечается, что помимо официального государственного долга (в состав которого входит упомянутый выше «чистый» долг) имеются еще крупные обязательства государства, которые условно можно назвать забалансовыми. 

Официальные государственные долги - обязательства правительства и государственных организаций, вытекающие из кредитных договоров и размещения долговых бумаг. Однако кроме этого у государства имеются еще долги, которые можно назвать социальными обязательствами (social liabilities). Речь идет об обязательствах государства перед своими гражданами в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, пособий разным категориям лиц (безработным, малоимущим, многодетным матерям и т.п.). Часть не погашенных в текущем финансовом году социальных обязательств переносится на следующий год. Какая-то часть просто ликвидируется. Речь может идти также об обязательствах перед будущими поколениями. Выполнение таких будущих обязательств может предполагать создание специальных фондов (бюджетных и внебюджетных) накопительного характера.  И отставание в пополнении таких фондов также означает увеличение обязательств (долгов) государства. 

Три года назад профессор Бостонского университета Лоуренс Котликофф попытался сделать оценку совокупного долга США с учетом социальных обязательств государства в будущих периодах. Котликофф разработал собственный метод экономического анализа – демографический учет, предусматривающий планирование государственного бюджета с учетом будущих периодов времени и демографической динамики. Получилось, что совокупные долги государства в США превышают 220 трлн. долл. (оценка по состоянию на 2011 год). Судя по всему, профессор Котликофф делал свои оценки долга, принимая во внимание широковещательную программу реформирования системы здравоохранения США, инициированную президентом Б. Обамой. Помимо социальных обязательств оценка Л. Котликоффа учитывает обязательства по военным и некоторым другим государственным программам. Если американское государство ответственно перед обществом и желает выполнять свои финансовые обязательства в обозримой перспективе, ему необходимо самым решительным образом скорректировать свой нынешний бюджет. Корректировка должна составить 12% ВВП (порядка 1,8 трлн. долл. по состоянию на 2011 год). Это означает, что государству следует на такую величину поднять налоги или же сократить расходы.  Возможна комбинация того и другого, но, по мнению профессора Котликоффа, никакое правительство не в состоянии сделать такой крутой разворот бюджетно-финансовой политики. Отсюда его резюме-приговор: США с точки зрения состояния их бюджета являются полным банкротом.

Некоторое время назад было опубликовано резюме доклада авторитетного вашингтонского Института Катона. По оценкам этого института,  государственный долг США в 2014 году в действительности составляет не 18, а 91 триллион долларов. Огромная разница возникает из-за того, что официальные оценки не включают «необеспеченные обязательства по таким программам, как социальное и медицинское страхование. И хотя они не отражаются в официальном балансе страны, тем не менее они представляют собой юридические обязательства правительства США. Ожидающийся дефицит по этим программам увеличивает госдолг до непостижимых 91 триллиона долларов”, отмечается в краткой информации Института Катона. Полная версия доклада со всеми выкладками должна появиться в марте.

К сожалению, в докладе McKinsey нет никаких цифр, касающихся «забалансовых» государственных долгов США и других стран. Кстати, «забалансовые» долги имеются не только в государственном секторе, но и в других секторах экономики. Речь идет о различных гарантиях и поручительствах, которые выдают банки и другие финансовые компании, корпорации нефинансового сектора экономики. Не отражаются или слабо отражаются в балансовых отчетах и операции с различными финансовыми производными инструментами (деривативами). Большой объем «забалансовых» долгов, которые находились вне поля зрения финансовых регуляторов, - одна из причин финансового кризиса, начавшегося в США в 2007-2008 гг. 

По мнению авторов доклада Института Катона, крайне острой проблемой мировой экономики и международных финансов является теневой банкинг. Под ним понимается деятельность различных организаций, которые не подпадают под категорию банков (классических депозитно-кредитных организаций) и выпадают из поля зрения органов банковского надзора. По экспертным оценкам, во многих странах мира большая часть ссуд и займов сегодня выдается уже не классическими банками, а теневыми организациями. Требования и обязательства, порождаемые операциями таких неофициальных банков, не учитываются в полном объеме ни субъектами экономической деятельности, ни органами финансового надзора. Особо большие масштабы теневой банкинг, по мнению авторов доклада, приобрел в Китае. Это создает угрозу возникновения там финансового кризиса, что в свою очередь, может спровоцировать мировой финансовый кризис. 

Внимание авторов доклада McKinsey сконцентрировано на рисках возникновения второй волны кризиса. Между тем в более отдаленной перспективе маячит катастрофический кризис, связанный с неспособностью государств выполнять свои социальные обязательства. А сформулированные авторами доклада McKinsey рекомендации по предотвращению дальнейшего роста долга не содержат ничего нового по сравнению с тем, что уже применялось с целью преодоления последствий первой волны кризиса. Подводная часть айсберга - рост «забалансовых» государственных и частных долгов - осталась вне поля зрения авторов доклада. 

Оцените статью
0.0