Генеральный консул Украины в Люблине Василий Павлюк во время встречи с украинскими студентами университета Марии Кюри-Склодовской нарвался на неожиданный прием.
Сначала перед зданием университета представители движения «Всепольская молодежь» (Młodzież Wszechpolska) провели пресс-конференцию, заявив журналистам, что встреча с В. Павлюком – это все равно что встреча «с почитателями Гитлера, Гиммлера и других нацистских преступников». Затем пикетчики переместились в здание университета, где развернули перед В. Павлюком плакат «Убийцам – позор, а не слава!».
Назначение В. Павлюка на дипломатический пост в Люблине уже давно беспокоит польскую общественность. Член праворадикальной партии «Свобода» львовянин Василий Павлюк в бытность секретарем Львовского горсовета поддержал в январе 2011 г. постановление о том, что «Бандера и Шухевич были, есть и будут национальными героями». Тогда же львовские депутаты заявили, что режим Януковича «сметет украинская народная революция под флагом Бандеры». В. Павлюк выступал с осуждением решения польского сейма почтить память жертв ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина», протестовал против сноса польскими властями памятника боевикам ОУН, тайком установленного на труднодоступных склонах горы Хрищатая в горном массиве Бескиды.
После инцидента в университете В. Павлюк попытался взять реванш и в эфире польского телевидения назвал пикетчиков «кремлевскими агентами». Это излюбленное клише украинских националистов в Польше. Напомню, когда в октябре 2014 г. в Пшемышле украинские студенты позировали с флагом УПА, что вызвало бурю негодования у местных поляков, представители украинской диаспоры в Польше сочинили байку об «агенте ФСБ», который обманом заставил юношей сделать это фото.
Подобной тактики придерживается польский Институт национальной памяти (ИНП). Среди его сотрудников на местах есть и этнические украинцы. Они либо препятствуют проведению полноценных исследований о преступлениях ОУН-УПА в Польше, либо выдают на-гора апологетические труды о героизме ОУН-УПА в годы Второй мировой войны, а покаранных польским правосудием радикалов записывают в «жертвы коммунистического режима Польской Народной Республики».
Самый известный пример – доктор Гжегож Мотыка (Grzegorz Motyka), член Совета ИНП с 2011 года. . В своих публикациях Г. Мотыка больше старается уравновесить действия ОУН-УПА с действиями польских властей, чтобы на выходе счет претензий и обвинений обеих сторон равнялся нулю. Краткий перечень работ Г. Мотыки говорит сам за себя: «Паны и «резуны». Сотрудничество Армии Крайовой и УПА 1945-1947» («Pany i rezuny. Współpraca AK-WiN i UPA 1945–1947»), «От Волынской резни до акции "Висла"» («Od rzezi wołyńskiej do akcji Wisła»), «Спецслужбы Польши и Чехословакии в отношении украинцев» («Służby Bezpieczeństwa Polski i Czechosłowacji wobec Ukraińców 1945–1989»). Бандеровцев он именует не иначе как «украинскими партизанами» или «солдатами УПА», всячески избегая углубляться в тему сотрудничества украинских националистов с Третьим рейхом).
Каждое преступление ОУН-УПА Г. Мотыка оправдывает зеркальными действиями Варшавы. Например, он осудил Волынскую резню, но тут же оговорился, что зверства совершали обе стороны, что резня была спровоцирована довоенной политикой Варшавы, и для равновесия осудил операцию «Висла» в 1947 г. по переселению украинского населения в западную Польшу с целью искоренить поддержку банд ОУН-УПА местными жителями.
Всё это заставляют обратить более пристальное внимание на деятельность украинской диаспоры, объединенной в Союз украинцев Польши (СУП). СУП располагает газетой «Наше слово» и пользуется поддержкой Варшавы, получая финансирование из госбюджета. Среди польских чиновников и политиков высшего и среднего звена - немалое количество этнических украинцев, потомков боевиков ОУН-УПА, и тех, кто им симпатизирует: депутат сейма Марек Кухчиньский, заместитель лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского; министр обороны Томаш Семоняк; бывший министр обороны, депутат Европейского парламента Януш Онышкевич (его дядя, полковник УПА, был казнен по приговору польского суда в 1950 г.).
Продолжается процесс проникновения ультрарадикалов в дипломатические представительства Украины за рубежом. Посол Украины в Польше Андрей Дещица – известный почитатель Бандеры и Шухевича. Консул Украины в Пшемышле Александр Бачик придерживается таких же взглядов. Украинские националисты неоднократно высказывали территориальные претензии к Польше, требуя вернуть в состав Украины несколько повятов (административно-территориальная единица в Польше), и это никогда не вызвало возражений у украинских дипломатов.
Украинское население Польши постепенно радикализуется. В украинской школе в Пшемышле празднуется день создания УПА; на городском кладбище у могил боевиков ОУН-УПА проходят патриотические мероприятия с участием юношества; консул А. Бачик совместно с Союзом украинцев Польши продвигают идею превращения Пшемышля в «украинскую столицу» Польши и переселения на украинско-польское пограничье потомков тех, кто в ходе операции «Висла» оказался в западной Польше. Польских украинцев часто посещают украинские политики-ультранационалисты (например, Ирина Фарион), идеологически «привязывая» восточно-польские воеводства к Западной Украине.
Скорость распространения на Западной Украине неонацистской идеологии может превратить этот край в серьезную проблему для Польши, среди украинского населения которой процент поклонников ОУН-УПА продолжает расти.