Перейти к основному содержанию

Казахстан. Покушение на историю и здоровье общества (II)

Единая американская методичка по дестабилизации стран постсоветского пространства применяется и в Казахстане. Основу этой методички составляют приёмы фальсификации исторического прошлого, заполнение учебников истории новыми героями, новыми смыслами, новыми выводами... «Большая стирка» прошлого с огромными,  порой нелепыми мыльными пузырями национального самопревозношения... началась еще в 90–х годах прошлого века... При этом, однако, историю Казахстана не превратили в половую тряпку политики, которой протирают прошлое, как это делают на Украине или в Прибалтике... Большая часть казахов с уважением говорят о Российской империи, которая спасла их от полного уничтожения джунгарами и способствовала развитию нации, и уж конечно, вспоминают добром Советский Союз, ностальгия по которому заметна у среднего и старшего поколения поныне...

Часть I

Единая американская методичка по дестабилизации стран постсоветского пространства применяется и в Казахстане. Основу этой методички составляют приёмы фальсификации исторического прошлого, заполнение учебников истории новыми героями, новыми смыслами, новыми выводами.

«Большая стирка» прошлого с огромными, порой нелепыми мыльными пузырями национального самопревозношения (казахи - прямые потомки Чингизидов; казахи - первооткрыватели плова; казахи – создатели первоклассной средневековой культуры Центральной Азии и т.п.) началась еще в 90–х годах прошлого века, но её отзвуки слышны и сегодня.

При этом, однако, историю Казахстана не превратили в половую тряпку политики, которой протирают прошлое, как это делают на Украине или в Прибалтике. Однако общий политический уклон историков Казахстана соответствует установленным Вашингтоном для бывших советских республик рамкам национальной замкнутости, отгороженности от большого имперского пространства. Это подразумевает поиск якобы забытых героев и страниц прошлого (желательно нагруженных антирусским или антисоветским смыслом), формирование их привлекательного облика через введение в программы средней и высшей школы, возведение памятников, переименование улиц.

Все последствия этой политики скажутся через какое-то время, а пока большая часть жителей Казахстана с трудом идентифицирует сотни новых имен и названий. Скажем, в Астане и Алма-Ате широко используются старые названия улиц. Административные решения властей зачастую вызывают протест, хотя и безрезультатный. Примером может служить ликвидация памятника Максиму Горькому в одном из любимых уголков отдыха алмаатинцев - Парке культуры и отдыха, носившем когда-то имя русского советского писателя. Людям не мешали высказаться, выпустили пар, а потом тихо демонтировали памятник с обещаниями найти для его установки другое место. Восток - дело тонкое…

Большая часть казахов с уважением говорят о Российской империи, которая спасла их от полного уничтожения джунгарами и способствовала развитию нации, и уж конечно, вспоминают добром Советский Союз, ностальгия по которому заметна у среднего и старшего поколения поныне. И это понятно: с началом освоения целинных земель республика получила мощный импульс развития по всем направлениям. Наверное, потому эпоху Динмухамеда Ахметовича Кунаева (первый секретарь ЦК Компартии Казахстана в 1960-1962 и 1964-1986 годах), которого здесь любовно именуют «наш Димаш», считают едва ли не золотым веком… 

Зато всё, что было в истории народа драматичного или о чём историки спорят, превращается сегодня стараниями националистов и либералов в объекты информационных атак. Любимые темы этой публики – вопрос о добровольности присоединения к России Младшего жуза в 1731 году, антиколониальные восстания Жоламана Тленчиева, Махамбета Утемисова, Истая Тайманова, Сарыма Датова, провозглашение независимости Казахстана в 1917 году, голод 1933-го, репрессии и декабрьские события 1986 года.

Хан Младшего жуза Абулхаир и его письмо императрице Анне Иоановне

Справедливости ради надо сказать, что ряд несомненно выдающихся личностей казахской истории (Жангир, Богенбай-батыр, Тауке-хан и другие) оказались в прошлом задвинутыми, затёртыми, и на этом сегодня широко спекулируют.

Собственно говоря, вся дореволюционная история России, попадая в руки националистов и либералов, превращается в историю колониальных захватов хищнической Российской империи. Оттого зачастую роль русских исследователей и военных в описании этого края, в его хозяйственном и культурном развитии грубо замалчивается, хотя для доказательства исторического значения того или иного хана или батыра казахские исследователи используют обычно письма и документы русских первопроходцев - И.Унковского, В. Вельяминова-Зернова, В. Бартольда и особенно Алексея Левшина, которого называют «Геродотом казахского народа». 

И всё же в целом крайностей фальсификации дореволюционного прошлого России, когда историю превращают в карикатуру, от которой так страдает сегодня «прародина человечества Стародавняя Украина», в Казахстане нет. По крайней мере, эти крайности как-то умеряются.

Другое дело - советская история, где с легкой подачи и при активной поддержке Института национальной памяти Украины в Казахстане пытаются раздуть трагедию голода 30-х годов и политические репрессии тех лет. Однако и здесь народ, многое переживший, не впадает в «украинскую истерию», хотя известно, что в процентном соотношении жители Казахской АССР (статус союзной республики был получен 5 декабря 1936 года) пострадали в 1932-33 годах больше всех.

Тема Великой Отечественной войны для жителей Казахстана - тема особая. Республике есть чем гордиться. 499 казахстанцев, среди них 99 казахов, были удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды этого звания удостаивались летчики-штурмовики Т. Я. Бегельдинов, Л. И. Беда, И. Ф. Павлов и летчик-истребитель С. Д. Луганский. Две девушки — казашки М. Маметова и А. Молдагулова — удостоены звания Героя Советского Союза. 110 казахстанцев награждены орденом Славы трех степеней. Здесь помнят и чтят генерала Баурджана Момыш-улы, летчицу Хиуаз Доспанову, совершившую 300 боевых вылетов, снайпера севастопольской морской пехоты Филиппа Рубахо, героя Курской дуги Кашагана Джамангараева и многих других.

Алматы. 9 мая 2015 года

Предмет особой гордости – подвиг Панфиловской дивизии, формировавшейся в Алма-Ате. Городской парк 28 гвардейцев-панфиловцев для алмаатинцев – культовый мемориальный парк, святыня.

Алматы. 9 мая. Парк и мемориал  28 панфиловцев

Увы, стараниями иных представителей российской исторической науки подвиг панфиловцев у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года подвергается ревизии и опошляется. 11 июня на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве директор Государственного архива России Сергей Мироненко в очередной раз облил грязью солдатский подвиг. Ранее, 7 июля 2011 года, в газете «Комсомольская правда» под заголовком «Тайны государственного архива» появилось интервью Мироненко, в котором он назвал подвиг 28 героев-панфиловцев мифом, утверждая, «что не было никаких героически павших героев-панфиловцев»...

Выступление московского чиновника вызвало яростный протест алмаатинцев, и 12 июня сего года группа горожан во главе с Мансуром Молдакуловым провела на мемориале Славы акцию в защиту чести «наших дедов-панфиловцев». Молдакулов заявил: «Эта дивизия была сформирована у нас в Казахстане и братском Кыргызстане! А меня, как человека, у которого дед погиб в этом пекле Войны, популистские заявления такого рода очень сильно задевают и оскорбляют! Лично... Пусть даже если этот человек трижды директор Архива... Поэтому сегодня мы, простые алматинцы, возложили цветы к памятнику наших героев-панфиловцев в любимом Парке! Они ведь тоже уезжали на фронт из Алма-Аты, и их подвиг всегда будет в наших сердцах! Мы улыбались! Улыбались назло таким вот псевдопрофессорам-"гробокопателям", страдающим метеоризмом. НАША СИЛА В ЕДИНСТВЕ! ҚУАТЫМЫЗ БIРЛIКТЕ!» 

Алматы. Памятник Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой

Великая Отечественная война и Великая Победа усиленно поносятся (особенно в юбилейном 2015 году) и «соросятами», этими подкормленными западными грантами «искателями демократии и объективности». Вот уже издающийся в Казахстане рупор национал-либерастии журнал ADAM (№10 2015 г.) размещает статью Максима Боранбаева «Как Путин присвоил Великую Победу». Празднование Победы - это «еще один трамплин в политической байге президента России (байге – популярный вид конных скачек у тюркских народов. - А.У.)», - негодует Боранбаев. Примеров «приватизации» Путиным, Россией и русскими подвига всех советских людей ему взять неоткуда, зато он силится уверить своих читателей-казахстанцев, что московский парад обернулся «дипломатическим и политическим проколом Кремля». Мол, в Москву не приехали лидеры ведущих стан мира. При этом проплаченный писака в упор не замечает среди гостей Путина лидеров Китая и Индии, да и Назарбаев представлял на Красной площади в Москве не самое маленькое государство на свете. Зато тезисов об «аннексии» Крыма в боранбаевской статье о Победе хоть отбавляй …

На вооружении казахстанских пачкунов - и подлейший пример использования интервью ветеранов, где лукавыми вопросиками они подталкивают старого человека к высказываниям, которые после облачают в «нужные» формулировки ушлые щелкоперы. Вот и выходит интервью с 90-летней героиней войны сержантом ВВС Бибинур Тынысбековой с названием «Наши власти торгуют Победой».

Героям Великой Отечественной войны без устали пытаются противопоставить и «национальных героев» с противоположной стороны фронта, вроде одного из создателей гитлеровского Туркестанского легиона Мустафы Шокая, именем которого уже названы улицы, о котором сняты фильмы, написаны книги. К счастью, в Казахстане таких примеров ничтожно мало по сравнению с Прибалтикой, Украиной, Молдавией и даже Грузией.

Однако те, кому ненавистен общий подвиг всех народов Советского Союза, готовы рыть землю в поисках «информационных поводов». Почти ежегодно публике подбрасывают «оспаривание» казахской стороной первенства установки Знамени Победы на Рейхстаге, которое, по местной версии, 30 апреля 1945 года установили командир взвода разведки 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов, представленные к званию Героя Советского Союза, но, к сожалению, этой награды не получившие.

Увы, в этом году Казахстан присоединился к государствам, в которых развернулась кампания против георгиевской ленточки. Один из ярых инициаторов этой кампании Али Утеп заявил: «Георгиевская ленточка - это имперская символика, это скандальный перебор, плевок в лицо нашего сообщества. Символ колонизаторской России вдруг ставший символом Великой Отечественной войны, треклятого Советского Союза, от которого в памяти остались лишь Голодомор и ГУЛАГ».

Существа с такой ущербной памятью предлагали надевать в праздник ленточки с цветами национальных флагов, а в некоторых местных администрациях в Казахстане вышло предписание о недопустимости использования георгиевской ленты. С особым удовольствием противники георгиевской ленточки отмечали, что Нурсултан Назарбаев не прикрепил её на параде в Москве.

И всё же утепы и боранбаевы в Казахстане - в явном меньшинстве. Россияне должны знать, что в городах Казахстана тысячи автомобилей украшены ленточками Победы, что здесь проходят многотысячные и многонациональные акции «Бессмертный полк», что даже в проливной дождь 9 мая мало кто покинул праздник в алма-атинском парке 28 героев-панфиловцев. Память прошлого пока сильнее пропахшего долларами «особого мнения» злобных в своем бессилии лилипутов…

(Окончание следует)

Оцените статью
1.0