Перейти к основному содержанию

Обманчивая эйфория: смена курса в кубинской политике США

В декабре прошлого года президент США Барак Обама был вынужден признать, что репрессивная политика США в отношении Кубы не принесла желаемых результатов. Более полувека потребовалось Вашингтону, чтобы понять очевидное: политика санкций, торгово-экономического эмбарго, ставка на изоляцию этого небольшого островного государства с самого начала была бесперспективной... Одобряя процесс нормализации американо-кубинских отношений, Москва исходит из того, что у России с Кубой есть все необходимые возможности для дальнейшего расширения двустороннего взаимодействия в духе стратегического партнёрства...

В декабре прошлого года президент США Барак Обама был вынужден признать, что репрессивная политика США в отношении Кубы не принесла желаемых результатов. Более полувека потребовалось Вашингтону, чтобы понять очевидное: политика санкций, торгово-экономического эмбарго, ставка на изоляцию этого небольшого островного государства с самого начала была бесперспективной. Кубинская революция выстояла, её руководство при неизменной народной поддержке сумело отстоять независимость и суверенитет страны, определить стратегические задачи развития и модернизации для Кубы на ближайшие десятилетия. Важно отметить, что Фидель и Рауль Кастро были инициаторами этих реформ, далёких от прежних идеологических установок и догм. 

В МИД России восстановление дипломатических отношений между Кубой и США всегда рассматривалось в позитивном ключе. Именно об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте МИД: «Это давно назревшая мера, объективное отражение меняющихся международных реалий, всё больше осознаваемых в мире и, как мы надеемся, в Вашингтоне. Полагаем, что достигнутые договорённости создадут благоприятный фон для ускорения решения накопившихся за полвека вокруг Кубы многочисленных проблем, в первую очередь касающихся полной отмены блокады и возвращения военной базы Гуантанамо, будут способствовать развитию общерегионального сотрудничества». 

Пекин приветствовал восстановление дипломатических отношений США и Кубы, назвав это событие историческим. Официальный представитель МИД КНР Хун Лэй также заявил: «Надеемся, что страны будут поддерживать диалог и консультации, будут двигаться навстречу и постепенно укреплять двусторонние связи. Одновременно мы призываем США как можно скорее отменить все санкции в отношении Кубы, в соответствии с уставом ООН и положениями международного права развивать нормальные межгосударственные связи».

Рост авторитета Кубы на международной арене, укрепление её всесторонних связей с Китаем, Россией, Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, с ведущими европейскими странами, заметный приток инвестиций в кубинскую экономику подтверждают самые оптимистические прогнозы будущего Кубы и перспектив её стабильного развития. Высказывалось даже мнение, что кубинцы, «испытав на себе геноцид американского эмбарго», сейчас вполне могут обойтись без США.

В Вашингтоне застарелая «кубинская проблема», конечно, воспринимается не только как вопрос двусторонних отношений. В Латинской Америке негативно относятся к любым попыткам США покончить с кубинской независимостью, чтобы превратить остров, как иронично заметил один из обозревателей, - в «союзника по модели Гватемалы и Гондураса». На различных форумах в Западном полушарии президенту Обаме не раз приходилось выслушивать пожелания латиноамериканских коллег нормализовать отношения с Кубой. Президенты Венесуэлы, Боливии, Эквадора, Никарагуа и некоторых других стран прямо предупреждали: если этого не произойдёт в ближайшем будущем, мы начнём бойкотировать саммиты. 

Для большинства стран Латинской Америки конфронтация США с Кубой была проблемным вопросом, эту ситуацию «карающей имперской ненависти» даже лояльные Вашингтону правительства примеряли на себя и свои страны. На примере Кубы все видели, каков империализм США в действии! И это сказывалось на снижении и без того ограниченного доверия латиноамериканских стран к Штатам. Сейчас США демонстрируют свою готовность к диалогу, тиражируя по всем информационным каналам рукопожатия американских и кубинских дипломатов. 

Причин у Вашингтона для пересмотра «кубинской стратегии» действительно накопилось много. Поэтому было объявлено о «смене курса», прозвучали примирительные заявления, около полутора лет шли инициированные Обамой предварительные американо-кубинские консультации. В некоторых СМИ Латинской Америки эти «подвижки» в позиции США оценивались однозначно: администрация Обамы нацелилась на подрыв кубинского режима изнутри. До последнего времени на Кубе действовала так называемая Миссия интересов США, которая не раз уличалась кубинскими органами безопасности в ведении на острове тайной войны. Открытие посольства США в Гаване (в здании Миссии) обеспечивает «легальную базу» для дальнейшего развёртывания подрывной работы американских спецслужб. 

Других серьёзных подвижек в двусторонних отношениях пока не предвидится. Миграционная политика США «на кубинском направлении» чревата конфликтными поворотами: всё чаще появляются в массмедиа сообщения о возможной «репатриации» на остров «незаконно прибывших в США кубинцев». Отмены пресловутого экономического эмбарго в среднесрочной перспективе не планируется: американские компании имеют законодательные ограничения для выхода на кубинский рынок, компаниям третьих стран запрещено экспортировать в США продукцию made in Cuba или продукцию, содержащую кубинские компоненты. Не просматривается реального стремления Вашингтона скорректировать репрессивную антикубинскую политику в финансовой области. Вопрос возвращения Кубе военной базы Гуантанамо даже не рассматривается.

Западные обозреватели считают, что роста американских инвестиций на Кубе не произойдёт до тех пор, пока политику страны будут контролировать братья Кастро. Не следует забывать, что в США за минувшие десятилетия было принято много законов, обеспечивающих карательную направленность эмбарго. Для их полной отмены потребуется время, потому что в конгрессе немало убеждённых противников потепления американо-кубинских отношений. Обама тоже не раз предупреждал: восстановление экономических отношений будет затяжным и очень непростым.

Кубинцы не намерены изменять ключевым принципам своей внешней политики. Ещё в марте Рауль Кастро поддержал правительство Венесуэлы после того, как Обама подписал указ, который «вводил чрезвычайное положение по отношению к этой стране». Предлог смехотворный: Венесуэла якобы угрожает безопасности США. Рауль заявил, что у Кубы неизменная позиция, выраженная «в солидарности кубинской революции с боливарианской, с президентом Николасом Мадуро и гражданско-военным союзом». Рауль особо подчеркнул, что в кубинском руководстве реально оценивают направленность политики Вашингтона: «Нельзя игнорировать историю, ведь отношения США с Латинской Америкой и Карибским бассейном были обозначены доктриной Монро и принципом доминирования и гегемонии над нашими государствами».

Одобряя процесс нормализации американо-кубинских отношений, Москва исходит из того, что у России с Кубой есть все необходимые возможности для дальнейшего расширения двустороннего взаимодействия в духе стратегического партнёрства. Гавана искренне заинтересована в укреплении многовекторных связей с Россией. Неизменно поддерживает её на международной арене. На саммите Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) и ЕС, который прошёл в июне в Брюсселе, Куба выступила против санкций, введённых странами Запада в отношении России, напомнив, что США продолжают и экономическую блокаду самой Кубы. Россия и Куба прорабатывают перспективные проекты в энергетике, гражданской авиации и многих других. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам недавних встреч с кубинским коллегой Бруно Родригесом и председателем Госсовета Кубы Раулем Кастро. 

Предсказуем важный аспект политики кубинского руководства в условиях сближения с Вашингтоном: недопущение американского вмешательства во внутренние дела страны. Кубинские власти обладают солидным опытом борьбы с попытками создания проамериканской пятой колонны, сетей НКО, внедрения современных «инновационных технологий» по формированию управляемой оппозиции. Прекратится ли подрывная работа спецслужб США против Кубы на нынешнем этапе двусторонних отношений? Нет, отлаженные механизмы дестабилизации функционируют, перестраиваясь под новые задачи и открывающиеся возможности. 

В августе в Пуэрто-Рико должен пройти объединённый съезд представителей кубинской оппозиции, действующих как внутри страны, так и за её пределами. Повестка – подготовка переходного периода «За новую Кубу, свободную и демократическую». Гильермо Толедо, координатор «Первой национальной кубинской встречи», заявил, что главной задачей съезда будет выработка общей стратегии действий по проекту «новая Куба». Он подчеркнул, что оппозиция оставляет за скобками диалог между властями США и Кубы, «кубинцы должны решать свои проблемы сами», «добиваться уважения прав человека и построения демократической страны».

Толедо также заявил: «Мы не выступаем против этого соглашения, но мы, мирная оппозиция, намерены воспользоваться новыми условиями для достижения свободы и демократии». Используя термин «мирная оппозиция», Толедо, в принципе, дал понять, что продолжают действовать группы иной направленности, в основном с оперативных позиций в Майами, которые выступают за исторический реванш, за поражение Кубинской революции. Стоит отметить, что проведение «съезда» совпадёт по срокам с предполагаемым визитом госсекретаря Керри в Гавану.

Оцените статью
0.0