Перейти к основному содержанию

Черногорская народная революция

24 октября премьер-министр Черногории Мило Джуканович дал интервью хорватскому национальному телеканалу HRT, в котором заявил, что за массовыми антиправительственными выступлениями в его стране стоят сербские националисты и Россия... Джуканович, наверное, даже не подозревал, как возликовали его сограждане, когда услышали от него, что Москва начинает действовать в Черногории. Многие черногорцы хотели бы именно этого. Инстинкт Джукановича, находящегося у власти четверть века, притупился, он забыл традиционное присловье черногорцев: «На небе Бог, на земле Россия»...

24 октября премьер-министр Черногории Мило Джуканович дал интервью хорватскому национальному телеканалу HRT, в котором заявил, что за массовыми антиправительственными выступлениями в его стране стоят сербские националисты и Россия.

За последние недели в Черногории прошла серия массовых акций, инициированных коалицией оппозиционных партий «Демократический фронт». Последняя манифестация была разогнана с применением слезоточивого газа и других специальных средств. Пострадало несколько десятков человек. 

Джуканович, наверное, даже не подозревал, как возликовали его сограждане, когда услышали от него, что Москва начинает действовать в Черногории. Многие черногорцы хотели бы именно этого. Инстинкт Джукановича, находящегося у власти четверть века, притупился, он забыл традиционное присловье черногорцев: «На небе Бог, на земле Россия». Для народа Черногории приход России всегда означал избавление от чужеземного ига, и премьер нечаянно попал в самую точку – люди не хотят втягивания их страны в НАТО. Несмотря на то, что политические верхи сделали ставку на Запад, настроений в народе и обществе это не отражает. 

К тому же Мило Джуканович, пересидевший на вершине пирамиды власти все мыслимые для Европы сроки, давно вызывает у народа чувство отторжения. 

Экономическое положение республики не радует. При Джукановиче республика превратилась в захолустье. Процветавшие ранее, когда Черногория составляла одно целое с Сербией, металлургия, переработка алюминия, ряд других промышленных отраслей после инициированного Джукановичем раздела начали деградировать. Выросла безработица (до 20%), резко понизился уровень жизни. Пышным цветом расцвели контрабанда и прочий криминальный бизнес. Не оправдал себя взятый Джукановичем курс на превращение Черногории в туристическую Мекку. Поначалу благодаря инвестициям российского бизнеса и российским туристам туристическая отрасль республики начала бурно развиваться, но через несколько лет бум закончился. Мировой финансовый кризис заметно снизил инвестиционную активность россиян. А по мере усиления напряженности между РФ и НАТО российский бизнес стал сокращать вложения в тех странах, которые решили связать свою судьбу с Североатлантическим альянсом. Курс Джукановича на вступление в НАТО любой ценой сработал против туристической отрасли. Сегодня она стагнирует, у черногорской экономики нет больше локомотива развития. 

Если какое-то время назад черногорцы, втянутые в развитие процветавшей в начале «нулевых» туристической отрасли, не считали проблему вступления в НАТО настолько важной, чтобы выходить на улицы, то теперь ситуация изменилась. Черногория разорвала союз с Сербией исключительно в интересах Запада, и разрыв повлёк множество негативных последствий. После провозглашения в 2008 году «Республики Косова» начался очередной этап строительства «Великой Албании», что дестабилизирует обстановку под боком у Черногории - в Македонии и на юге Сербии. США создают на Балканах зону контроля, в которой на роль «смотрящего» назначен косовский режим. И «пасти» албанцы-косовары будут как раз тех, кто колеблется в отношении атлантического выбора - сербов и черногорцев. 

Парадоксальным образом, обвинив Москву в инспирации протестов против своего режима, Мило Джуканович оказался не далек от истины. Россия действительно стоит за этими протестами, только не как сценарист и режиссер массовых выступлений, а как политическая альтернатива диктату США на мировой арене и в каждой отдельно взятой стране. 

В мировом общественном мнении происходит серьезный сдвиг в распределении симпатий и антипатий. Мир видит, что российские Воздушно-космические силы громят в Сирии не только террористов, но и основы двуличной политики США, использующих международный терроризм под флагом ислама в собственных интересах. В последние годы по этой политике уже был нанесен ряд ударов, в частности в Египте и Сирии, где провалились попытки переворотов.

Однако если в этих странах ситуация была крайне запутанной и в тугой узел сплетались интересы самых разных политических сил, то Черногория являет собой нечто вроде чистого эксперимента. Здесь выбор ясен, он предстаёт в единственном виде: за или против вступления в НАТО. Вполне возможно, что после Египта и Сирии, где отторжение проамериканского курса произошло с кровью, в Черногории развитие пойдет иным путем. Сегодня «Демократический фронт» требует мирного ухода от власти правительства Мило Джукановича, и через кровь стороны еще не переступили. Есть ли у протестующих шанс на мирную смену власти? 

Здесь надо учитывать, что народные революции антиамериканской направленности обречены на замалчивание мировыми СМИ. Мило Джуканович может без оглядки на ПАСЕ, ЕСПЧ, ОБСЕ использовать силу при подавлении протестов. Он уже начал это делать и убедился, что Запад разгоны демонстраций не беспокоят. И если он переступит черту, никто в Вашингтоне и пальцем не пошевелит. Джукановичу выдан карт-бланш на применение силы. Он уже не в состоянии трезво оценивать свои действия. В проблемах Черногории, с его точки зрения, виноват кто угодно, хотя бы Москва, только не он сам. Такой склад ума подталкивает к насилию. 

Можно предположить, что в настоящее время у американцев на фоне их провалов на Ближнем Востоке нет желания вплотную заниматься происходящим в Подгорице. Однако если возможное падение Джукановича и вытекающий отсюда срыв плана присоединения Черногории к НАТО примут реальные очертания, США бросят на подавление движения протеста дополнительные ресурсы – информационный, организационный, финансовый. Исход этого испытания неясен, потому что идея, овладевая массами, сама становится материальной силой. Идея, движущая протестами в Черногории, состоит в том, что будущее этой страны и её народа связано с освобождением от проамериканского режима. 

Оцените статью
0.0