Перейти к основному содержанию

Конференция в Учжэне: взгляд на будущее Интернета

16-18  декабря 2015 года в китайском Учжэне (посёлок в провинции Чжэцзян) проходила Вторая Всемирная конференция по управлению Интернетом... Открытость Интернета не может и не должна означать хаос – нужны общие правила поведения... Однако тут и возникает проблема: не все заинтересованы в существовании таких правил. Прежде всего, речь идёт о США... Сопротивление появлению таких правил (Россия совместно с другими странами ШОС уже несколько раз вносила проекты подобных документов на рассмотрение ООН) обусловлено нежеланием США потерять контроль за регулированием Сети... 

16-18  декабря 2015 года в китайском Учжэне (посёлок в провинции Чжэцзян) проходила Вторая Всемирная конференция по управлению Интернетом. Главная тема конференции, как её обозначили организаторы, звучала так: «Взаимосвязанный мир, управляемый всеми - формирование сообщества с единой судьбой в киберпространстве». Среди 1500 гостей, приглашённых на конференцию, было восемь глав государств и правительств, в том числе премьер-министры России, Пакистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, около 50 министров иностранных дел. Основное внимание участников было приковано к двум тесно связанным темам – международному управлению сетью Интернет и обеспечению национальной безопасности.

Открывая мероприятие, председатель КНР Си Цзиньпин призвал совместными усилиями построить в киберпространстве сообщество с единой судьбой: «Виртуальное пространство принадлежит всему человечеству, и его судьба должна решаться всеми странами мира. Важно, чтобы все страны активизировали взаимную координацию, расширили взаимопонимание и углубили сотрудничество в этой сфер», - подчеркнул он. С ним согласился и премьер-министр РФ Д.Медведев, отметивший, что «при этом элементы государственного регулирования, управления Сетью… необходимы».

Открытость Интернета не может и не должна означать хаос – нужны общие правила поведения. И это естественно, когда мы говорим о большом множестве участников процесса, у каждого из которых свои интересы.

Однако тут и возникает проблема: не все заинтересованы в существовании таких правил. Прежде всего, речь идёт о США. Именно они больше всех сопротивляются установлению любых общих для всех правил поведения в Сети: «Парадоксально, но при том влиянии, которое сегодня Интернет оказывает на жизнь людей и целых государств, общих обязательных международных правил поведения в этой среде не существует. Россия последовательно выступает за равноправный доступ государств к управлению сетью Интернет, а также за их суверенное право на регулирование её национальных сегментов», - отметил в рамках своего выступления на конференции Д.Медведев.

Сопротивление появлению таких правил (Россия совместно с другими странами ШОС уже несколько раз вносила проекты подобных документов на рассмотрение ООН) обусловлено нежеланием США потерять контроль за регулированием Сети. В современном мире это выглядит анахронизмом: очевидно, что сегодня никакая страна не может претендовать на роль универсального регулятора глобальной Сети. Между тем США именно на это делают ставку, сохраняя контроль над ICANN – структурой, во многом определяющей работу Интернета.

Вопрос международного управления Всемирной сетью поднимается уже более 10 лет, но прогресса до сих пор нет. Американцы, пользуясь тем, что в их руках сосредоточена значительная доля инфраструктурной и общетехнической составляющей Интернета, упорствуют в сохранении над ним своего контроля. Лишь под давлением таких стран, как Россия, Китай, Бразилия и некоторых европейских стран они согласились на вялый диалог о будущем Сети в рамках так называемого IGF – Форума по управлению Интернетом.

Понимая, что рано или поздно на уступки идти придется, США предложили явно бессмысленный подход к вопросу в рамках так называемого мультистейкхолдеризма. Формально привлекательная идея (множественность субъектов управления Сетью) в американской трактовке приобрела гротескные формы, когда проталкивается идея о том, что Интернетом должны управлять не только государства, но также общественные организации, частные компании и даже отдельные «значимые личности». При таком подходе контроль над Сетью продолжал бы оставаться у США.

Бессмысленность мультистейкхолдеристского подхода лучше всего заметна при рассмотрении угроз, исходящих от сети Интернет, и защиты от них: «Весь мир, гиперсвязанный мир, становится уязвимым для преступных атак и посягательств. Их мишенью могут быть и отдельные граждане, и частные компании, и даже целые государства. Интернет активно, к сожалению, осваивают преступники и террористы, что вновь продемонстрировали недавние теракты во Франции и другие криминальные проявления. Кроме того, появились и изощрённые системы тотальной электронной слежки. Это создаёт угрозу безопасности и суверенитету государств, порождает цепную реакцию недоверия и подстёгивает гонку информационных вооружений», - отметил российский премьер.

Существующая система международных отношений построена на том, что основными субъектами международных отношений остаются государства. Они несут ответственность перед своими гражданами, перед другими государствами, перед международными структурами безопасности. Ни Google, ни Facebook, ни какие бы то ни было международные организации такую ответственность не несут. И вопросы обеспечения безопасности граждан – прямая ответственность государства.

В существующей же модели управления Сетью все государства, кроме США, поражены в своих правах полноценно выполнять соответствующую часть обязанностей перед собственными гражданами. А США, благодаря сохранению контроля над Интернетом, получают несоизмеримое и ничем не оправданное право ставить под угрозу безопасность других государств.

Масштабные программы слежки за гражданами, главами государств и правительств, систематические нарушения прав человека по всему миру со стороны США при помощи использования информационных технологий – одно это является достаточным основанием для того, чтобы добиваться перестройки системы управления Интернетом. Тем более что на сегодняшний день есть вполне удовлетворяющие модели такой перестройки на базе Международного союза электросвязи, который и организационно, и политически, и технически готов для подобной роли.

Игнорировать сложившуюся ситуацию просто нельзя – вызовы Сети становятся слишком серьёзными для мировой безопасности. Террористы, благодаря в том числе попустительству США, чувствуют себя в международном информационном пространстве достаточно вольготно, используя Интернет для связи между собой, для вербовки сторонников, сбора средств, кибератак на объекты физической инфраструктуры, сбора персональных данных о своих противниках и т.д. Многие из этих проблем можно решить, если система управления глобальной Сетью будет существенно перестроена.

Необходимо также понять, что призывы всё большего количества государств усилить полномочия государственных структур в регулировании сети Интернет на национальном уровне - это не желание установить политическую цензуру, а императив современной международной информационной безопасности, единственный путь борьбы со многими преступлениями, среди которых терроризм, мошенничество, кибербуллинг и другие.

Поэтому, несмотря на заявленный на конференции в Учжэне глобалистский подход к вопросу будущего Интернета, следует помнить, что свобода не может осуществляться за счет других базовых прав человека – права на жизнь, личную неприкосновенность, защиту закона, защиту своей личной жизни и т.д. Всего того, что устанавливает Всеобщая декларация прав человека.

Оцените статью
0.0