На Украине разгорелся крупнейший скандал. Известнейший украинский кардиохирург, директор киевского городского Центра сердца, член-корреспондент Академии медицинских наук Украины Борис Тодуров может покинуть страну из-за конфликта с исполняющей обязанности министра охраны здоровья Ульяной Супрун (гражданкой США, получившей перед назначением украинский паспорт).
Тодуров обвинил Министерство охраны здоровья (МОЗ) в срыве программы по сердечно-сосудистым заболеваниям, и в частности в провале закупки стентов, отчего погибли десятки тысяч людей. Об этом профессор Тодуров написал на своей странице в Facebook, которая тут же была заблокирована.
«Безответственность заявлений, непродуманность решений, авантюризм в стратегии развития – вот что мы видим в последние месяцы работы МОЗ. Программа по сердечно-сосудистым заболеваниям, которая предусматривала закупку на 364 миллиона гривен ($13,5 миллиона. – Ред.) расходных материалов для неотложной помощи, которые могли спасти десятки тысяч жизней. Вы не провели эту закупку. Я абсолютно ответственно заявляю (и могу это повторить в суде), ваша халатность забрала больше жизней украинцев, чем война за последние годы. Вы понимаете свою ответственность (в том числе и криминальную) за халатное отношение к своим обязанностям?» – обратился Тодуров к Супрун.
Директор киевского городского Центра сердца возмущён также блокированием работы Центра сердца и отказом МОЗ предоставлять кардиохирургическую помощь жителям Донецкой и Луганской областей, где Борис Тодуров планировал открыть филиалы Центра.
Помимо того Супрун выступила инициатором сворачивания всех программ лечения онкологических больных, предлагая ограничиться ранней диагностикой. «Вы ведёте себя как аниматоры в дешёвом турецком отеле», – заявил Тодуров и призвал руководство украинского Министерства охраны здоровья «бежать», пока он не подал в суд.
В ответ Ульяна Супрун внесла профессора в чёрный список (дабы не видеть его публикаций), далее последовала блокировка его страниц в социальной сети – с тем, чтобы отрезать ему возможность напрямую обратиться к общественности. Это вынудило директора киевского Центра сердца записать видеообращение.
«Я никогда не собирался быть министром, я никогда не состоял ни в какой партии, не поддерживал никакую партию, не красился ни в какие цвета и не собираюсь делать этого впредь, – отмёл Тодуров любые подозрения в политической подоплёке своего обращения к МОЗ. – Все спекуляции на тему о том, что я есть «голос Кремля», оставьте для своих обсуждений».
Член-корреспондент Академии медицинских наук Украины обещает подтвердить все свои аргументы в суде, приложив математические выкладки. По словам Тодурова, ежегодно на Украине у 50000 людей случается инфаркт, смертность по разным областям составляет от 16 до 25 процентов, в случае стентирования этот показатель сокращается вчетверо. Провал министерством, отданным в руки американки, закупки стентов обернулся десятками тысяч смертей. К этому надо добавить тех, кто погибли в Луганской и Донецкой областях, не имея доступа к специализированным клиникам. Филиалы Центра сердца в Мариуполе и Северодонецке так и не открыты – согласование тормозится в МОЗ на уровне заместителя министра.
Что касается схемы закупок, Тодуров рассказал, что они осуществляются через частную компанию Crown Agentsy, которая работает не с производителями, а с дистрибьюторами, накручивая 7% за услуги. Заказ 2015 года при 100%-ной предоплате был выполнен этой фирмой через год.
Против Бориса Тодурова развёрнута форменная травля в лучших традициях «революции гидности»: ведущие украинские СМИ обвинили кардиохирурга в коррупции и сепаратизме, в том, что «атака на МОЗ» была спланированной. Действительно, не каждый же день медицинские светила обвиняют министерство, призванное охранять человеческое здоровье, в расчётливом убийстве десятков тысяч людей, не получивших экстренной медицинской помощи. Что касается Донбасса (в части подконтрольной Украине), здесь вообще МОЗ применило тактику сознательного геноцида населения: такую помощь получить просто негде.
Профессора Тодурова уже пригласили на работу несколько клиник за пределами Украины. Вместе с ним готовы уехать другие ведущие хирурги киевского Центра сердца. Похоже, в этом и состоит цель МОЗ, возглавляемого американской Супрун: с отъездом Тодурова с Украины смертей станет ещё больше.
Деятельность четы Супрун (вместе с Ульяной на Украину приехал и муж Марко) в украинском государстве неразрывно связана с евромайданом (они прилетели из Нью-Йорка в Киев за несколько недель до старта протестов) и с войной в Донбассе. К этой войне Ульяна Супрун готовилась заранее: по её утверждению, такая мысль накрыла её прямо в госпитале, куда доставили раненого с майдана, которого не смогли спасти. И американка стала бодро собирать команду военных врачей и экспертов по тактической медицине, спешно организовала курсы «Защита патриотов», куда в качестве тренеров привезла из Калифорнии медиков, специализирующихся на горячих точках; через эту организацию для зоны боевых действий велись также закупки препаратов к аптечкам, собранным по стандартам НАТО.
Остаётся поверить в то, что Супрун продала дом в родной Америке, чтобы стать простым волонтёром на майдане, а потом у неё внезапно получилось организовать подготовку парамедиков (с привлечением спецов из США). Президент Порошенко оценил усилия простого американского доктора-радиолога и усадил её в министерское кресло. Почему нет?
Скандал вокруг украинского Министерства охраны здоровья рано или поздно должен был вспыхнуть. Это не частный конфликт между кардиохирургом и чиновником – это конфликт между высокотехнологичной медициной, которую представляет киевский Центр сердца, и той парамедициной, на которую ориентированы теперь министерские чиновники, отданные под команду Супрун. И пусть умирающие умирают. Никого на Украине больше не интересует продление жизни – только возможность вернуть человека в боевой строй. А что касается населения «сепаратистских» областей – чем больше его будет умирать, тем лучше.
Тодуров в новую парадигму «охраны здоровья» граждан Украины не вписался. Он лишний в государстве, где не собираются вытягивать инфарктников из лап смерти. Армия интернет-«активистов» уже призывает его собирать чемоданы.
Соб. корр. ФСК